Навыки самообслуживания – умения, связанные с соблюдением чистоты и порядка, с обслуживанием самого себя (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.).
Использование дидактических игр, игровых упражнений способствует формированию навыков самообслуживания у детей с особенностями развития. Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Дидактическая игра «Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращает внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот какие у нас перчатки – белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом можно произнести потешку:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Дидактическая игра «Обед у кукол»
Цель: формирование интереса к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребёнка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребёнку посадить кукол за стол и угостить обедом.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: формирование умения различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход игры:
Взрослый вводит ребёнка в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Ребёнку предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Взрослый предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно.
Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды ребёнка.
Воспитатель дошкольного образования Винник А.И.