Разделы сайта

Главная

Развитие внимания у детей с нарушением речи

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. И по этой причине в коррекционный процесс по преодолению речевых нарушений у дошкольников, включается работа по формированию внимания, памяти, мышления.

Существует несколько  видов внимания, которые можно разбить по определенным признакам: по предмету деятельности – сенсорное, интеллектуальное, двигательное; по направленности – внешнее, внутреннее;

по ведущему анализатору – зрительное, слуховое, кинестетическое.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков. Непроизвольное — не связано с участием воли. Произвольное — включает волевую регуляцию.

 Произвольное внимание обладает следующими основными свойствами:

  1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь.
  2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
  3.  Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.
  4. Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.
  5. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

 Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Особенности произвольного внимания у детей с речевой патологией ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если дети с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным (требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать) обладающим нужным объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью внимания. О его формировании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

Педагог-психолог Скорогод А.В.