Эмоциональное развитие рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для освоения сферы человеческих отношений, формирования этических представлений, развития эмоциональной сферы.
У воспитанников с ОПФР отмечается своеобразие эмоционального развития. Им сложно выделять сверстника в качестве объекта для взаимодействия, дети длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, многие дети с ОПФР не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в его помощи. Эмоции детей с особенностями развиты слабо, недостаточно дифференцированны, часто маловыразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать на многообразие социальных отношений.
Необходимы специально организованные занятия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем — и уметь адекватно регулировать свое поведение.
Наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций – это игра (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Популярным и увлекательным направлением развития эмоциональной сферы детей с ОПФР является театрализованная игра. Театрализованные игры - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка - все это помогает формировать эмоциональную сферу.
Опыт работы педагогов показал, что любая задача любого занятия, режимного момента, прогулки, досуга, музыкального и спортивного праздника решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в учебно-воспитательном процессе.
В основе организации работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОПФР посредством использования театрализованных игр лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств.
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую классификацию:
- предметные,
- непредметные,
- театр на ширме,
- настольный театр,
- драматизация с объемным или с плоским материалом,
- театр игрушек на палочках,
- перчаточные куклы.
Центральное место занимают различные виды театрализованных игр: игры в кукольный театр, игры-драматизации.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты начала и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются и на занятиях, и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, развлечений он включает фрагменты драматизации, меняя голос и интонацию, тем самым вызывая различные эмоции у детей.
Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение эмоционального опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
- Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает педагог (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
- Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
- Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
- Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
- Игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
- Постановка спектакля по произведению.
Первичное освоение режиссерской театрализованной игры у детей отмечается при взаимодействии с настольным театром игрушек (это могут быть мягкие или вязаные игрушки, конусный театр, театр народной игрушки), с настольным плоскостным театром, с плоскостным театром на фланелеграфе, с пальчиковым театром. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. Здесь ребёнок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса).
Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Дети получают массу приятных эмоций, с удовольствием включаются в предложенную игру. Особенно детям нравится показывать сценки с несколькими персонажами одновременно («Репка», «Теремок» и др.)
Сложнее детям играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, поэтому детям сложно и следить за движениями куклы, и выражать при этом какие-либо эмоции.
Можно использовать с детьми и индивидуальную, и групповую форму показа театрализованных игр, где каждый ребёнок ведёт игрушки в общем сюжете. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Детям с ОПФР сложно произносить текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или используют звукоподражания, изображают жестами действия персонажей. Например, при драматизации сказки «Репка» дети имитируют как «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. В процессе таких игр-драматизаций, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, развивают свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
Исходя из особенностей детей с ОПФР, театрализованные игры в основном построены на материале сказок, несущих в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка –она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.
Эмоциональный фон, который педагог старается создать при чтении сказки, смене голосов персонажей, отражении на лице эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Обогащение эмоционального опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений. Эти умения можно поделить на группы.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Для развития эмоциональной сферы детей с ОПФР через театрализованные игры необходимо организовать предметно-развивающую среду группы, которая может включать в себя следующее оборудование:
- различные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
-тэлементы сенсорной комнаты (проектор «Звездный дождь», пучок фиброоптических волокон, песочница, ароманабор, магические жезлы, пальчиковые краски);
- музыкальный центр
Весь подобранный материал должен соответствовать сюжетам произведений хорошо воспринимаемых детьми с ОПФР, быть легким для запоминания.
Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие не только психических и речевых функций ребёнка с ОПФР, но и помогают адаптироваться в обществе, понять чужие и проявить свои эмоции.
Педагог-психолог Скорогод А.В.