Разделы сайта

Главная

Как научить детей толерантности?

С каждым годом к системе инклюзивного образования подключается все больше учреждений дошкольного и общего среднего образования, в связи с этим повышается актуальность вопросов, которые касаются нахождения особенных детей в группе, необходимости их социализации. Не менее важен и правильный поход к тому, чтобы рассказать детям и их родителям о сверстниках с особенностями психофизического развития.

У детей иной жизненный опыт, поэтому они бурно реагируют на все, с чем встречаются впервые, не только чьи-то особенности со здоровьем, но и другой цвет кожи, слишком высокий рост, отличающийся вес могут толкать детей к неприемлемому поведению – смеху, агрессии, страху. А вот закрепится это поведение или нет, зависит от реакции взрослых – семьи и педагогов в детском саду, школе.

Отношение к особенным детям чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным, это связано с тем, что зачастую ровесники не умеют общаться, играть вместе с ними. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте формировать у детей способность откликаться на огорчения, затруднения, помогать, проявлять сочувствие. В этот момент на взрослых возлагается ответственность за то, какая модель поведения закрепится у ребенка при реакции на те или иные ситуации, это касается и отношения детей к людям с инвалидностью.

Потребность в этой работе продиктована возрастом и индивидуальными особенностями дошкольников, для которых характерны активность, любознательность, инициативность. В то же время в этом возрасте наблюдается слабая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность.

К тому же, в дошкольном возрасте начинаются негативные проявления, которые можно отнести к категории нетерпимости: агрессивное поведение, насмешки, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, желание самоутверждения любым путём. Это приводит к неоправданным действиям по отношению к сверстникам. Таким образом, формирование межличностного толерантного отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возраста и чрезвычайно ограниченного опыта детей.

Работа по формированию толерантного отношения сверстников к особенным детям должна быть целенаправленной и поэтапной.

1 этап. Сначала нужно рассказать детям о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с инвалидностью, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, о приспособлениях, необходимых им для жизни. Для этого можно: рассматривать и обсуждать картинки, смотреть фильмы, в которых показано поведение людей в окружающем мире, читать воспитанникам художественную литературу, проводить беседы.

2 этап – формирование отношения к детям с особенностями. Именно в этот момент происходит закрепление знаний и представлений, ранее полученных ребёнком. На данном этапе важно выработать у дошкольников позитивные оценки к людям вне зависимости от внешности или особенностей психофизического развития. Иными словами – ко всему, что окружает ребёнка в соответствии с нравственными устоями общества. У детей формируются такие важные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уважение, милосердие, сочувствие и сопереживание. На данном этапе целесообразно использовать: личный пример значимых для ребенка взрослых, совместное обсуждение различных жизненных ситуаций, чтение художественной литературы соответствующей тематики.

3 этап - формирование устойчивого толерантного отношения к особенным детям. Необходимо научить детей анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит очень много. Важно показать детям пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью-либо сторону; если возникает такая необходимость, защитить не только свои интересы, помочь. Также необходимо научить ребенка организовывать взаимодействие с партнером независимо от каких-либо его особенностей, в том числе, особенностей здоровья. Именно так он учится сочувствию, сопереживанию, эмоциональной саморегуляции, толерантному поведению. Безусловно, этот этап самый непростой и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. На данном этапе можно использовать: игровую и практическую деятельность, поощрение в случае проявления ребенком межличностной толерантности, создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Особое значение в формировании толерантного сознания и поведения ребенка имеет семья. Поэтому одним из ключевых условий формирования у детей толерантного отношения к особенным детям выступает эффективное взаимодействие педагогов и родителей.

Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно от родителей ребёнок получает навык взаимодействия с людьми, первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким.

Личный пример родителей, родственников чрезвычайно важен при освоении ребёнком опыта толерантного поведения. Но зачастую именно родители сеют зерна враждебности, неприязни, даже не замечая этого, стараясь ограничить общение своих детей с детьми с особенностями, протестуют из-за их пребывания в группе, транслируют подобные установки собственным детям.

Такое поведение появляется из-за переживаний родителей, относительно того, что ребенок с особенностями психофизического развития будет отвлекать воспитателя и детей, это снизит уровень знаний, ухудшит дисциплину.

Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Помнить, что личный пример воспитывает у детей чувство уважения к другим взглядам. Очень сложно сформировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают сами родители».

Любой ребенок, имеющий возможность с ранних лет общаться с особыми детьми, начинает понимать, что мир – это единое сообщество людей, которое включает в себя и тех, кому необходима помощь. Для здоровых детей такое общение является огромным источником нравственного воспитания. Они учатся помогать детям, непохожим на них, сопереживать, поддерживать, защищать

«Толерантность – норма времени. Сегодняшние дети будут жить в мире, когда бояться особых людей и отстраняться от них будет просто стыдно. Сегодня обществу необходима личность, которая способна с уважением относиться к мнениям, взглядам, поведению других людей».

Педагог-психолог Мелеховец О.И.