Разделы сайта

Главная

Что должен уметь делать ребенок к 3 годам?

Три года – очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире – он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и интеллектуальной областях развития. Что касается физического развития, то здесь в основном тренируются уже имеющиеся навыки и умения.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Область интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). 

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

- ребенок знает около 1200 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в подле зрения;

- усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);

- знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

- знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный);

- знает такие понятия, как «один-много», «большой-маленький»;

- понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

- может сложить по представленному образцу картинку из 3-5 частей;

- начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, в детский сад);

- отгадывает загадки;

- слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

- рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

- есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;

- одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;

- знать последовательность раздевания и складывания одежды;

- замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим:

- ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

- появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

- ребенок называет других по имени;

- ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

- «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно – даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разорвать и сломать все. что попадает под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое» Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь – это не навсегда!

Рекомендации педагога-психолога Скорогод А.В.