Разделы сайта

Главная

Развитие речевого дыхания

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определённое место речевого аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости, чем-то место, где произносится звук. Это связано с тем, что воздушная струя, проходит между органами речи, создаёт звучание конкретных звуков.

Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получится неполноценным.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведу несколько примеров таким игровых упражнений.

Игры и упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:

«Греем ручки» (выдыхание теплой струи воздуха на ладони);

«Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);

«Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);

«Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);

«Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);

«Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т. д.

«Мыльные пузыри»

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Бабочка – лети»

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

Учитель-дефектолог Микола-Микольская Т.В.