Тревожат ли вас речевые проблемы ребёнка?
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.
На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настаивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки они дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.
Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного, «Много детей говорит хуже тебя, а учатся на четвёрки и пятёрки».
Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности.
Возможна другая установка: «Ты уже большой, а говоришь, словно тебе два года. С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети, над тобой все будут смеяться».
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).
При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.
С.П.Савонь, учитель-дефектолог ЦКРОиР