Разделы сайта

Главная

Роль семьи в развитии речи ребенка

Дорогие родители!

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.

изическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Часто развитие речи ребенка тормозит «подделка» под детский язык. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова доходят искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.)

Для развития речи ребенку недостаточно только слышать слова. Для лучшего соотношения названия с предметом ребенок должен осязать его, - трогать, определяя его тяжесть, мягкий он или твердый, теплый или холодный, гладкий – шершавый. Информация, идущая через осязание, зрение и слух, способствует развитию речи.

Чтобы речь развивалась, с ребенком надо говорить. Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Необходимо как можно чаще читать детям стишки и сказки. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.

При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Ребенок уже складывает разрезную картинку из двух частей. Соотносит предметы по цвету, знает один цвет. Понимает «один-много». Активный словарь достигает до 300 слов. Начинается первый период вопросов «что это?». Использует форму множественного числа существительных, простые предлоги.

В каких случаях вам нужно получить консультацию у учителя-дефектолога?

1. Если в возрасте двух лет ваш малыш все еще не начал говорить.

2. Во время речи вы видите, как у ребенка между зубами высовывается кончик языка или раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» оттенок.

3. Когда ребенок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, т.е. ребенок «гнусавит».

4. Ваш ребенок заикается.

Не оттягивайте с визитом к специалисту. Помните, что по мере взросления привычка говорить не правильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Учитель-дефектолог Е.Ю. Бобровская