Разделы сайта

Главная

Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр для детей с РАС

При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация в социуме. Игры помогают ребенку адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми.

               Дети с аутизмом склонны надолго «застревать» на стадии знакомства с предметным миром. Основным мотивом их действий с предметами и игрушками являются сенсорные свойства предметов. При этом ребенок может отказываться использовать предмет по прямому назначению, однако любить его за какое-то отдельное сенсорное свойство (приятность на ощупь, определенный звук, цвет и т.д.). Поэтому сенсорные свойства предметов, приятные ребенку, можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью которых он будет развиваться.

               Во время проведения игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.

- Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре.

- Помните, что ребенка могут испугать те новые впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно заранее предположить, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги прекратите игру.

- Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы закрепить новые ощущения.

- Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не усложняйте сюжет. Пусть поначалу, например, на «грядку» будут «посажены» всего два «помидора». Главная задача на данном этапе – с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие.

- Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте ребенку различные варианты, которые будут зависеть от его желаний и вашей фантазии. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласиться категорически.

- Поощряйте, хвалите ребенка даже за самые минимальные успехи.

 Воспитатель дошкольного образования В.И. Занько