Разделы сайта

Главная

Воспитание привычек у ребенка

Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, непра­вильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каж­додневно (это автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).

Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникнове­ние: ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научив­шись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научив­шись готовить — привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.

Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, при­вычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).

Когда и в какой последовательности возникают новые привыч­ки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как мож­но раньше. К 3—4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпа­ния, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фун­дамент будущей личности ребенка.

Ребенок 3—4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привыч­ку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом са­мостоятельно, без напоминания.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень вниматель­но относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вов­ремя заложить хорошую привычку - и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Привычки воспитываются делами. Действие превращается в при­вычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похва­ле, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образова­нию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (на­пример, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особен­но важны первые впечатления, связанные с выполнением или не­выполнением действия.

Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребенок (именно на усилия, старания, а не только на результат), чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людьми. Поощрение может быть разнообразным и не обязательно материальным. Например, не стоит забывать о развиваю­щей силе чувства взрослости. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путем расширения прав ребенка: награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребенок уже вполне «взрос­лый». Наказание должно носить, пожалуй, еще более творческий харак­тер, ибо обычно оно фиксирует неверный поступок, а должно направ­ляться на внутренние причины, приведшие ребенка к ошибочному дей­ствию. Тогда-то и оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует много тер­пения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, что­бы негативное поведение не получало подкрепления (фиксируя свое внимание на проступке ребенка, мы тем самым фиксируем и внимание ребенка на этом действии, таким образом осуществляется тренировка того, чего на самом деле хотим избежать). И тогда малыш быстро усваивает, что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым по­ведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются (взрос­лый часто убежден, что так и должно быть — ребенок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания). Для ребенка чрезвычайно важно отно­шение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрос­лого к поступку малыша, который в чем-то преодолел себя, поборол, например, желание что-то оставить только себе!

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Вос­питывает малыша не столько отрицательное, сколько положитель­ное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).

Педагог-психолог Мелеховец О.И.