Разделы сайта

Главная

Игра и ребенок с церебральным параличом

Для любого ребенка игра – это немножко работа; она средство для развития моторики и интеллекта, коммуникации и эмоций. Взаимодействие — игра и ребенок (особенно ребенок с ДЦП) имеет особое значение, ведь начнется она только тогда, когда малыш сможет что-нибудь сделать сам. Двигательные нарушения, трудности связанные с несовершенством восприятия и внимания привносят в игровую деятельность такого ребенка свои нюансы. Огромное значение приобретает помощь взрослого, его поддержка и руководство. Именно благодаря этому, ребенок с особыми возможностями получит от игры и пользу, и удовольствие.

Как помогаем

Обеспечиваем надежность опоры, устойчивое положение тела;

1. помогаем закрепить позу, положение рук, «раскрытие» кистей;

2. учим концентрировать внимание:

- предоставляем выбор – «одно из двух»;

- убираем из поля зрения все способные отвлечь предметы;

- организуем тишину;

3. учитываем усидчивость, особенности внимания и предпочтения ребенка при выборе игры;

4. предоставляем возможность исследования, самостоятельного выбора темпа.

Простые игры

Игры с водой хороши тем, что позволяют даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию. Предоставив в распоряжение ребенка сосуд с пенной водой, вы позволите ему нарабатывать «автоматизмы» — совершать не контролируемые зрением движения руками.

 Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте.

 Поделки могут быть разной сложности. Самые простые можно изготовить вместе. Понятно, что степень самостоятельности ребенка напрямую зависит от его возможностей в данный момент.

«Мячики». Легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги.

«Маракасы». В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!

«Шур-шарики». Наполняем мелкими предметами слегка надутые шарики, один оставляем пустым. Ощупываем и отгадываем: «что внутри?»

Игровая деятельность не только корректирует двигательные недостатки ребенка с ДЦП: она стимулирует умственное развитие и формирует познавательную деятельность. Именно в игре сначала «примеряются», а потом закрепляются общественные функции и соответствующие им формы поведения человека.

Воспитатель дошкольного образования Винник А.И.