Разделы сайта

Главная

Базовый этикет обращения с детьми с особенностями в развитии

Встречая человека с ограниченными возможностями, важно помнить, что ко всем нужно относиться, прежде всего, с уважением и достоинством, и что наши способности играют второстепенную роль в идентификации нас как людей. Пусть ваши слова и действия подчеркивают ценность и способности человека, а не его состояние как инвалида. По своему состоянию здоровья эти дети не больны, у них лишь ограниченные способности. У вас есть возможность узнать человека изнутри, а не только снаружи, прежде чем строить свое мнение о нем. Старайтесь смотреть за пределы инвалидности, в самое сердце ребенка.
Вот что стоит запомнить:
1.  Помните, что нельзя причислять ребенка к группе инвалидов. Вместо этого, всегда ставьте личность перед инвалидностью, к примеру, ребенок с особыми потребностями, а не особые потребности у ребенка; или подросток с аутизмом, а не аутист.
2.     Всегда подчеркивайте способности человека, а не их ограничения.
3.    Воспринимайте присутствие человека с ограниченными возможностями так же, как и любого другого человека. Если они не способны пожать вам руку, просто коснитесь или обхватите их ладонь. Если они не отвечают, не переживайте. Теплая улыбка и дружеское приветствие очень важны.
4.    То, что человек не может говорить, совсем не означает, что он не понимает, о чем вы говорите вы. Всегда говорите прямо с особами, у которых видимые проблемы, если вы чувствуете, что ребенок не может полностью ответить на ваш вопрос, задавайте простые вопросы, подразумевающие ответы «да или нет». Если вы не понимаете, что они говорят, можете попросить их повторить выражение еще раз.
5.    Пытаясь помочь, всегда предварительно спрашивайте об этом. Не начинайте помогать просто потому, что вы думаете - ребенку нужна помощь.
6.    Используйте такой же тембр голоса, набор слова и невербальный язык, который вы используете всегда. Изменения способа взаимодействия с человеком, имеющим ограниченные возможности, может показаться унизительным (к примеру, никакого сюсюканья). Не переусердствуйте с похвалой или вниманием к человеку с ограниченными возможностями. Это может показаться покровительствующим.
7.    Не стесняйтесь использовать такие слова как «смотри», «иди» и «слушай». Скорее всего, человек с ограниченными возможностями также использует эти слова.
8.    Когда вы используете союз «с», вместо «для», тогда ваш ребенок знает, что вы присоединяетесь к нему или к ней в игре.
9.    Используйте воодушевляющие выражения и избегайте таких фраз, как прикованный к инвалидной коляске, страдающий, уродливый, калека, глухой/немой и т.д.
10.  Если ребенок находится в инвалидной коляске или использует ходунки, не опирайтесь на них. Это не мебель. Они воспринимают это как часть тела. Также, разговаривая с кем-либо в инвалидной коляске, либо присядьте, либо сядьте, или же согните одно колено, чтобы ваши глаза были напротив их.
11.  Помните, что некоторые ограничения нельзя увидеть визуально.
12.  Помните, что люди с ограниченными возможностями нуждаются в вашем принятии, а не жалости.
13.  Относитесь к ребенку с особенностями  с уважением, достоинством и вежливостью.
Помните … у нас гораздо больше общего, чем отличий!