Разделы сайта

Главная

Педагогическая характеристика

ОБРАЗЕЦ характеристики обучающегося на ПМПК

1. Общие сведения о ребёнке

Фамилия, имя и отчество ребёнка;

дата рождения;

адрес;

образовательный маршрут;

состояние здоровья, нуждаемость в специальных условиях и средствах реабилитации (у ребенка с РАС нуждается в сопровождающем или нет).

 2. Сведения о семье

Фамилия, имя и отчество законных представителей ребёнка;

возраст;

образование и место работы;

социальный статус семьи;

отношение к ребёнку, степень заинтересованности и участия в процессе обучения и воспитания ребёнка.

 3. Характеристика учебной деятельности (для ребёнка школьного возраста)

отношение к обучению (мотивация, любимые предметы, отношение к успехам и неудачам в обучении);

уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика (учебные навыки в соответствии с программными требованиями, навыки планирования и организации учебной деятельности, умение осуществлять самоконтроль, делать обобщения, выводы);

успеваемость школьника (средний балл успеваемости; показатели успеваемости по отдельным предметам, динамика успеваемости).

наличие увлечений и интересов у ребёнка, их устойчивость.

 4. Игровая и продуктивная деятельность (для ребёнка дошкольного возраста)

виды игры (манипуляции (специфические, неспецифические), предметная деятельность, процессуальная, сюжетная, сюжетно-ролевая, сенсорная);

характер игровых действий (наличие и устойчивость интереса,адекватность применения игрушек, стереотипность, использование предметов-заместителей, эмоциональные реакции во время игры, возможность подключения сверстника, взрослого);  

предпочитаемые виды деятельности (дидактическая, настольная, подвижная игра, конструирование, лепка, рисование, аппликация, аутостимуляция, просмотр мультфильмов и др.).

5. Эмоционально-волевая сфера, характерологические и поведенческие особенности

Общий эмоциональный тонус и особенности поведения

Адекватность, устойчивость и сила (выраженность) эмоциональных состояний, спектр используемых эмоциональных реакций. Умение дифференцировать и обозначать чувства, способность саморегуляции.

Особенности темперамента

Тип темперамента;сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов; работоспособность, темп, переключаемость.

Особенности деятельности

Способность к планированию, организации деятельности, целенаправленность, мотивация, активность и устойчивость интереса к выполняемому заданию, степень самостоятельности, отношение к результату, критичность. Характер трудностей в процессе выполнения, способность корректировать ошибки, эффективные виды помощи, нуждаемость.

Характерологические и поведенческие особенности

Самооценка и уровень притязаний.

Характер поведенческих реакций: активность, расторможенность, упорядоченность, импульсивность поведения, дисциплинированность, реакция на критику.

 6. Коммуникация и навыки общения

Особенности установления контакта и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, активность, устойчивость, форма общения, используемые средства и способы коммуникации. Мотивация, уровень развития навыков коммуникации, трудности взаимодействия.

 7. Особенности речевого развития

Импрессивная речь

Без особенностей.

Хорошо понимает инструкции бытового характера.

Простые инструкции выполняет, ориентируясь на наглядный образец поведения или действия взрослого, а не на объяснение задания.

Выполняет и понимает сложные речевые инструкции.

Инструкцию не понимает и не выполняет.

Словарь

Соответствует возрасту.

В пределах возрастной нормы.

Беден, преобладает предметный.

Преобладают существительные и глаголы из обиходной лексики.

Ограничен качественный словарь

Не употребляет наречий.

Страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

Затрудняется в подборе синонимов-антонимов.

Пассивный словарь преобладает над активным.

Обрывки общеупотребительных существительных и глаголов.

В речи отдельные вокализации, звукоподражания.

Бедность и инертность словарного запаса.

Вербальные парафазии ("то, чем режут" вместо нож, "то, чем пишут" вместо "ручка"; вместо слова стол употребляется слово стул).

Слоговая структура слова

Нарушена, не нарушена, грубо нарушена.

Искажает, не искажает.

Искажает в словах сложной слоговой структуры.

Искажает в словах со стечением согласных.

Контур слова (не) удерживает.

Добавление лишних звуков, слогов.

Пропуск слогов, звуков.

Перестановки звуков, слогов.

Меняет структуру одного и того же слова с увеличением количества повторений.

Ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова (звукокомплексы, повторяющиеся слоги).

Воспроизводит контур 2-сложных, 3-сложных слов.

Единичные искажения слоговой структуры слов.

Грамматический строй речи

Допускает ошибки при согласовании числительных с существительными.

Ошибки согласования и управления.

Допускает ошибки в падежных окончаниях.

Допускает ошибки при изменении существительных по числам.

(Не) согласует существительные в роде, числе, падеже.

(Не) правильно согласует прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

(Не) правильно употребляет простые (сложные) предлоги.

Опускает предлоги.

(Не) образует существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Недостаточно использует различные части речи.

Допускает ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.

 Звукопроизношение

Не нарушено.

Нарушено полиморфно.

Пользуется отдельными гласными.

Утрированное произношение всех (отдельных) звуков.

Смазанное.

Невозможность произнесения многих групп звуков.

Ротацизм, ламбдацизм, шипящий (свистящий) сигматизм, каппацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм – дефектное произношение; при замене звуков добавляется приставка пара- (параротацизм).

Связная речь

Фраза простая нераспространённая.

Фраза малораспространённая.

Пользуется распространёнными сложноподчинёнными предложениями.

Владеет развёрнутой фразой.

Фраза односложна.

Аграмматичная.

Самостоятельно высказаться затрудняется.

Ответы часто однословны.

Речь изобилует эхололиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности.

Мутизм, как отсутствие мотивации к речевому общению.

Рассказ по картинке (по вопросам) строит примитивно.

Самостоятельно сюжетную линию (сюжетный ряд) не выстраивает.

При пересказе требуются многочисленные подсказки и направляющие вопросы.

При пересказе упускает части текста, передаёт содержание упрощённо.

В рассказе нарушена логическая последовательность.

Затрудняется пересказать в логической последовательности.

Ограничивается перечислениями предметов или действий.

Артикуляционный аппарат. Без видимой патологии.

Подвижность губ. Достаточная, ограниченная, насильственная.

Переключаемость. Достаточная, недостаточная.

Язык. Обычный, массивный, маленький.

Подвижность языка

Достаточная, недостаточная, беспокойство языка при попытке удержать его в заданной позе, пассивность кончика языка, ограниченные движения, фиблярные подёргивания.

Прикус

Открытый (передние зубы не смыкаются), прогнатия (верхняя челюсть вперёд), прогения (нижняя челюсть вперёд).

Зубы. Редкие, кривые, неполный ряд.

Уздечка. Короткая, укороченная, нормальная.

Саливация, гиперсаливация.

Голос

Нормальный, громкий, тихий, с носовым оттенком, иссякающий в процессе речи.

Темп речи. Нормальный, ускоренный, замедленный, без особенностей.

Ритм речи. Нормальный, запинки, без особенностей.

Интонирование. Способность употребления основных видов интонации.

Модуляция голоса

Наличие или отсутствие монотонности.

Внятность речи: отчётливая, смазанная, невнятная.

Дыхание. Верхнеключичное; в норме у детей с 2-х лет – диафрагмально-грудное,

с 8-10 лет у мальчиков – брюшное, у девочек – грудное.

Фонематический слух

(Не) нарушен, грубо нарушен.

Не дифференцирует шипящие-свистящие (звонкие-глухие).

Путает сходные по звучанию звуки (слова).

Не сформирован.

Фонематический анализ и синтез

Не сформирован, формируется.

Может выделить первый (последний) звук в слове.

Может составить слово из 3-х названных звуков.

Определяет количество и порядок звуков в слове.

Анализ (синтез) недоступен.

Подбирает слова на заданный звук.

Выделяет заданный звук в звуковом потоке.

Определяет место звука в слове.

Образует слово из заданных звуков.

(Не) имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков.

Языковой анализ и синтез

(не) осуществляет анализ (синтез) слов в предложении.

Осуществляет на низком уровне.

Осуществляет с помощью.

 8. Характеристика познавательных процессов

Сенсорно-перцептивные процессы: целостность и осмысленность восприятия, целенаправленность восприятия, способность к дифференцированному восприятию, доминирующий тип восприятия.

Внимание: объем внимания, особенности устойчивости, распределение и переключение внимания, проявления непроизвольного и произвольного внимания.

Память: объём, устойчивость, произвольность запоминания, продуктивность, логическая и механическая память, использование различных способов запоминания.

Мышление: форма мышления, уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования, переноса, особенности усвоения и оперирования ими, способность к формированию суждений, умозаключений, индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, пластичность, критичность, динамические характеристики (сообразительность, находчивость; быстрота понимания и др.)

Воображение: продуктивность, активность творческой деятельности, предпочитаемый вид.

Общая осведомлённость

 9. Особенности двигательной сферы

Общее моторное развитие. Точность, сила, быстрота и координация движений, объём и темп, способность к удержанию позы, наличие синкенезий.

Мелкая моторика. Характер захвата для дошкольников, графомоторные навыки для школьников.

Ведущая рука

 10. Навыки самообслуживания (для дошкольника)

Сформированность навыков самостоятельного приёма пищи, одевания/ раздевания, личной гигиены.