Разделы сайта

Главная

Архив новостей

31.03.2023

Консультация для родителей «Виды помощи ребенку с аутизмом»

Поведенческие трудности ребёнка с аутизмом, в большинстве случаев, не результат плохого воспитания или лени, а реальные проблемы, которые вызваны нарушениями развития и требуют комплексной помощи специалистов. Успех работы по обучению ребёнка с аутизмом во многом зависит от согласованных действий родителей и специалистов.

Родители могут не подозревать, что ребёнок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для остальных людей раздражителей. Необычное поведение, свойственное детям с аутизмом ― это попытки ребёнка самому справиться с неприятными ощущениями при взаимодействии с неизвестным окружающим миром, они вызваны существующей при аутизме повышенной или пониженной чувствительностью к определённым внешним раздражителям. Выполняя странные для окружающих действия (например, ребёнок отказывается носить одежду и постоянно раздевается, тянет несъедобные предметы в рот, бессмысленно раскачивается, бегает по кругу, прыгает, выстраивает игрушки в ряд), ребёнок с аутизмом успокаивается, заглушает постоянно возникающий дискомфорт, состояние тревоги и различные страхи по отношению к окружающему миру. Спонтанное и неконтролируемое поведение выполняет две основные функции: защищает ребёнка от тревоги и страха и успокаивает, улучшает его самочувствие. Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребёнка с аутизмом, поскольку лишает его привычной и выработанной им защиты и толкает его на изобретение ещё более неадекватных способов помощи самому себе.

Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме. Никакие воздействия не научат ребёнка с аутизмом выдерживать внешние раздражители, которые невыносимы и разрушительны для его нервной системы. В этой связи исключение болезненных раздражителей из окружающей среды является необходимым условием нормализации поведения и деятельности. И, наоборот, когда ребёнок испытывает дефицит в определённых раздражителях, окружающую среду следует обогатить соответствующими видами воздействия.

В процессе наблюдения за поведением ребёнка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными, а какие ― недостаточными. Недостаток раздражителей, в которых нуждается ребёнок с аутизмом, восполняется: среда насыщается объектами, позволяющими получать приятные ощущения социально приемлемым способом. Например, если ребёнок увлечён разглядыванием точек на ковре или пятен на чужой коже, следует перенести его интерес на книги и журналы с подобными рисунками и красочными иллюстрациями. Если ребёнок грызёт всё подряд, ему можно предложить жевать соломинку для питья, кольца - прорезыватели для зубов. Стереотипные прыжки заменяются прыжками на надувных матрацах, хлопки в ладони ― лепкой из пластилина. Все предметы, которые позволяют ребёнку восполнить ощущаемый дефицит, должны находиться в постоянном свободном доступе.

Большинство аутистических форм поведения представляют собой попытки справиться с трудностями повседневной жизни (приём пищи, одевание, посещение общественных мест и работа в группе), вызванными повышенной или пониженной чувствительностью к определённым внешним раздражителям. Понимание функций необычных форм поведения (защищает ребёнка от тревоги и страха и успокаивает, улучшает самочувствие) и предоставление ребёнку альтернативных способов преодоления жизненных трудностей составляет сущность педагогической помощи в нормализации чувствительности при аутизме.

В предлагаемой ниже таблице, представлены способы воздействия на поведение ребёнка с аутизмом.

Расстройства поведения у ребёнка

Воспитательное воздействие на ребёнка

-поведение,

приносящее вред самому себе;

-агрессивное поведение;

-прекращение деятельности (нежелание заниматься);

- нежелание физического контакта;

 

 

 

- взятие в рот несъедобных предметов;

- повторение вопросов за взрослым;

- смена видов деятельности;

 

- предложить ребёнку отдохнуть;

- необходимо учитывать интересы и стремления детей;

- разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом. Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание. Ровный, монотонный голос слушать очень скучно;

- взрослый отвлекает ребёнка чтением стихов вслух;

 

- используйте игрушки, как отвлекающий маневр;

 

 

Виды помощи при повышенной обонятельной и вестибулярной чувствительности ребёнка

Виды помощи при пониженной обонятельной и вестибулярной чувствительности ребёнка

- предоставление возможности съесть кусочек мороженного перед употреблением незнакомого продукта, что действует как своеобразная «заморозка», снижая чувствительность во рту

- привлечение ребёнка к приготовлению пищи, выбору продуктов в магазине;

- употребление в пищу твёрдых, хрустящих продуктов);

- исключение неприятных для ребёнка запахов (использование моющих средств без запаха, отказ от духов);

- учёт вкусовых пристрастий ребёнка;

- стимуляция щёк ротовой области интенсивными нажатиями;

- отсутствие запрета на прикосновение к еде пальцами;

- постепенное включение в рацион питания ребёнка продуктов различных температур и вкусовых направлений;

- использование маленьких порций;

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов;

- предоставление возможности для ежедневной оральной активности (игрушки, в которые можно дуть, мыльные пузыри, леденцы, жевательная резинка);

- использование интенсивных вкусовых раздражителей (например, соусов, которые можно готовить и пробовать вместе с ребёнком);

Расстройства эмоциональной сферы

Воздействие на ребёнка

- гнев, протекающий в форме аффекта;

- страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребёнком опасности;

- выражает эмоции несоответственно ситуации, раздражается без видимой причины;

 

 

 

 

-преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру;

- игры с использованием протестных действий ребенка: ребёнок разбрасывает игрушки, а взрослый обыгрывает ситуацию – «Салют», «Начался дождь»;

- использование картинок с эмоциональным фоном (ребёнок находит среди предложенных эмоций своё настроение);

- предложить нарисовать собственные чувства, должны быть заготовлены нарисованные овалы лица. Например, «Дорисую, чтобы получилось грустное / злое лицо»; «Нарисуй улыбающееся солнышко»;

- «Угадай чувство»- прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр, как шипит кошка, пищит мышь и т.д.;

- рассматривание собственной мимики перед зеркалом;


Социализация ребёнка

Рекомендации, игры

- безразличен к окружающим, взаимодействие с другими людьми затруднено;

- избегает зрительного контакта;

- затрудняется в понимании намерений других людей;

- стремится к изоляции;

 

 

 

 

- обязательное установление эмоционального контакта;

-обращается внимание на избирательные интересы ребенка, учитывается спонтанный интерес ребенка к предмету;

-обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением;

-в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается;

- подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект;

-новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы;

 

Виды помощи при повышенной двигательной и вестибулярной чувствительности ребёнка

Виды помощи при пониженной двигательной и вестибулярной чувствительности ребёнка

- снижение требований к скорости и точности выполнения движений;

- частые перерывы для отдыха в течение дня;

- покачивание на гимнастическом мяче;

- малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями;

- игры с воздушными шарами;

- создание безопасной среды (отсутствие опасных предметов);

- оборудование помещения спортивным комплексом, выделение зоны для прыжков и бега;

- посещение детских аттракционов;

- ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса);

- физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната);

- занятия спортом, танцами;

- участие в работе по дому и на приусадебном участке;

- шумные, подвижные игры;

Виды помощи при повышенной кожной чувствительности ребёнка

Виды помощи при пониженной кожной чувствительности ребёнка

- предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка;

- использование уверенных интенсивных прикосновений;

- подбор комфортной в ношении одежды, удаление ярлыков с одежды;

- обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции;

- растирание поверхности тела ребёнка губкой или полотенцем перед неприятными для него процедурами (одеванием, купанием, причёсыванием, стрижкой), что позволяет снизить чувствительность;

- тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой);

- игры с мячом;

- сюжетные игры с прикосновениями;

- растирание поверхности тела ребёнка тканями различной текстуры;

- массаж;

- обеспечение чувства давления (плотная одежда, тяжёлое одеяло, спальный мешок, мешочки с песком);

 

 

 

Социально-бытовая адаптация

Рекомендации, игры

- почти у каждого ребёнка наблюдается беспомощность в самообслуживании и низкое владение культурно-гигиеническими навыками;

-перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен;

-овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией;

- боится безобидных предметов или ситуаций;

- с трудом оценивает реальные опасности;

- непредсказуем в ситуации изменения последовательности действий;

- формирование уверенности в своих силах;

- эмоциональное вовлечение ребёнка с помощью игры в освоение бытовых навыков;

- организация жизни ребенка по чёткому распорядку дня;

-расписание (режим дня) в виде фотографий, где ребёнок ест, занимается и т.д.

- сначала почти всё делает взрослый, постепенно подключая ребенка;

-сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности;

 

Виды помощи при повышенной зрительной чувствительности ребёнка

Виды помощи при пониженной зрительной чувствительности ребёнка

- исключение или сокращение неприятных зрительных раздражителей (мигающий свет, большое скопление людей);

- оформление помещения в неярких, успокаивающих тонах;

- размещение рабочего стола «лицом» к стене, использование защитных ширм;

- поддержание порядка в помещении (все предметы располагаются на своих привычных местах);

-ношение ребёнком солнцезащитных очков;

- рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, фотографий;

- пальчиковые игры;

- развивающие настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.);

- рисование, аппликация и конструирование;

- изготовление самодельных книг;

- кукольный театр;

Виды помощи при повышенной слуховой чувствительности ребёнка

Виды помощи при пониженной слуховой чувствительности ребёнка

- исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей;

- сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку тихим спокойным тоном голоса;

- использование наушников, силиконовых беруш в шумной обстановке с целью звуковой изоляции;

- прослушивание любимой музыки;

- игры шёпотом;

- спокойные игры с ритмами (хлопки в ладоши, пропевание и проговаривание стихотворений-потешек и др.

- повторение вопросов, обращённых к ребёнку и ожидание от него ответов;

- обращение к ребёнку с использованием оживлённого эмоционально окрашенного тона голоса;

- подражание звукам ребёнка, имеющим для него значение, и придание им социального смысла;

- игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами;

- ритмические музыкальные игры с движениями;

- разучивание песенок, стихов, считалок;

 Подготовила педагог-психолог  Мелеховец О.И.