Разделы сайта

Главная

Архив новостей

25.01.2023

Консультация для родителей «Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития»

Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же, проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги и родители  иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.

Необходимо формировать у родителей и нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

 Способствуйте естественному установлению дружеских отношений

Не нужно принуждать детей к дружбе, поскольку такие отношения должны развиваться естественно. Не нужно уделять слишком большого внимания ребенку с нормальным развитием и пытаться его настраивать, поскольку это может закрепить в его сознании мысль о том, что «нужно помогать детям с особыми возможностями» вместо того, чтобы развивать взаимно полезные социальные отношения.

 Учите детей с уважением относиться к товарищам и соблюдать нормы поведения при контактах

 Демонстрируйте детям положительное социальное поведение

Если родитель будет относиться к детям с ограниченными возможностями с уважением, дети будут действовать аналогично. Если же, они будут видеть грубое и невнимательное отношение взрослых к детям с ОПФР, то они последуют этому примеру во время взаимодействия с ними. Поступки говорят больше, чем слова. Любые действия не остаются незамеченными и оказывают большое влияние на детей.

 Побуждайте детей к сотрудничеству и взаимопомощи

Дети должны понимать, что у всех людей есть определенные таланты, и все они могут быть полезными друг другу. Настоящая дружба полезна всем ее участникам. Нужно учить детей вносить равный вклад в свою дружбу. Например, ребенок с особыми возможностями не всегда должен получать помощь от своего здорового ровесника. Нужно находить способ, дающий ребенку с ОПФР возможность поделиться своими уникальными талантами и способностями со своими сверстниками.

 Соединяйте помощь с уважением

Одна из основных проблем состоит в том, что здоровые дети пытаются все сделать вместо своих товарищей с особыми возможностями. Их стремление понятно, однако такая чрезмерная помощь может привести к нездоровой зависимости и неравенству в партнерских отношениях. Более высокие ожидания в отношении детей с ОПФР способствуют взаимному уважению детей. Необходимо внимательно следить за поведением и сигналами детей с особыми возможностями. Во многих случаях они не требуют помощи своих товарищей или даже не хотят ее.

 

Развивайте у детей умение сочувствовать и подчеркивайте идею социальной справедливости

Большинство детей уже в дошкольном возрасте понимают, что является справедливым, а что нет. Родители  не должны укреплять у детей убеждение, что дети с особыми возможностями нуждаются в жалости. Напротив, они должны развивать у них убежденность в том, что дети с ОПФР имеют способности, интересы и таланты, которыми могут поделиться с другими детьми. Взаимоотношения, основанные на жалости, никогда не могут стать равноправными. Дружба часто основывается на совместном практическом опыте детей. Родители должны способствовать социальным взаимоотношениям, построенным на равенстве, а не на жалости.

 Каждый ребенок, каким бы он ни был, - прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права!!!!!

Буйкевич Г.И., учитель