Разделы сайта

Главная

Архив новостей

06.05.2022

Консультация для родителей «Как помочь ребенку с особенностями в развитии научиться самостоятельно одеваться и раздеваться?»

Формирование навыков самообслуживания одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с особенностями в развитии. В то же время, несформированность этих навыков достаточно редко осознается близкими ребенка, как проблема. Тот факт, что ребенка приходится кормить, полностью одевать и раздевать и т. д., часто воспринимается родителями как нечто само разумеющееся. Родители не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для развития ребенка, для его социальной адаптации.

 Нужно помнить, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

 Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы ребёнок научился правильно и хорошо одеваться, нужно, чтобы он хорошо понимал, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять его в этой работе.

 Итак, как же научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться?

 Научить ребенка раздеваться могут помочь многократно повторяющиеся в течение дня ситуации при укладывании спать, при выходе на прогулку, после сна и т.д.

 Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка приспускает ее, предоставляя ребенку завершить действие. При формировании навыков одевания и раздевания взрослый должен находиться позади ребенка, чтобы дать ему ощущение, что он действует сам, и в то же время он чувствует готовность взрослого помочь. Постепенно взрослый ослабляет помощь, будучи готовым эту помощь предоставить в случае, если она снова понадобится малышу.

 Для обучения навыкам одевания и раздевания необходимо организовать стереотипную бытовую ситуацию. Важно понаблюдать, где, на каком стуле ребенок предпочитает садиться, где и в каком порядке лучше разложить одежду, чем можно порадовать ребенка после завершения действия (держать под рукой его любимую игрушку, угостить его конфеткой и т.д.)

 Поначалу немало важным является похвала ребенка уже за то, что он сидит на стульчике, пока «мы вместе надеваем колготки». Затем руками ребенка взрослый начинает подтягивать колготки вверх на завершающем этапе одевания и по мере увеличения активности и самостоятельности ребенка в выполнении данного действия начинает подключать его раньше и раньше, хвалит за малейшие самостоятельные движения.
 Для того, чтобы не произошло пресыщения похвалой, сохранялась ее ценность, похвалу необходимо ослаблять за те действия, которые у ребенка уже получаются без помощи взрослого, и переносить свое внимание на те операции, которые ребенок не выполняет.

 Важным является формирование ритуала, которому необходимо следовать изо дня в день. В зависимости от состояния ребенка можно либо подождать, пока он сам оденется, либо дать ему возможность слегка начать выполнять действие и закончить действие за него, либо быстро совершить необходимые действия за ребенка, создавая лишь видимость совместного выполнения. Чуткость и терпение к колебаниям состояния и настроения ребенка поможет сделать этот ритуал естественным для ребенка, согласованным с его внутренним ритмом, что способствует формированию поведенческого стереотипа.

 До того, как ребенку предоставят большую самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него все получается, и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.

 По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову  взрослого.

  Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф и т.д. Использование показа, объяснения, игровых приёмов обеспечит у ребёнка постепенное формирование навыков самообслуживания.

 Таким образом, привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОПФР является одной из важных задач воспитания, так как идет непростое усвоение правил, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» ребенка в мир взрослых.

Учитель Буйкевич Г.И.