Разделы сайта

Главная

Архив новостей

15.04.2022

Консультация для родителей «Сенсомоторное развитие особенных детей»

Сенсомоторное развитие ребенка – это  развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве , а также  запахе, вкусе  и  так далее, с использованием  двигательного анализатора.

 Познание ребенком окружающего мира  начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения  в целом предметов и явлений окружающего мира. Познавательное развитие детей с множественными нарушениями    развития (далее по тексту ТМНР) значительно отстает от развития  здоровых детей. Дети с ТМНР  не проявляют интереса к окружающему миру. Данная категория детей обладает меньшими  по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями  самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию.  Это обусловлено особенностями протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга и проявляется во всех сферах психического развития – внимании, памяти, мышлении  речи, но особенно резко  в познавательной.

Дети с ТМНР обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов сформировать целостное восприятие  предметов и явлений окружающей среды для  них проблематично и является очень продолжительным процессом. Без специального обучения такие дети не овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют, не учитывая  свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя  существенные признаки предмета. Поэтому коррекционная работа по развитию детей с ТМНР проводится во всех видах детской деятельности: в быту, жизненных ситуациях, в играх, в предметно-практической деятельности, рисованию, лепке, ручному труду и т.д.. Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные. Можно применять на практике всевозможные дидактические занятия и упражнения: «Открой и закрой коробочку», «Разложи фасолинки по ячейкам»,  «Сортируем предметы по цвету, форме, размеру», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Собираем пирамидку», «Заверни матрешку в фольгу»,  «Чудесные дощечки (холодные-теплые, шероховатые-гладкие),», «Шнуровки». «Вкладыши»; игры с водой – «Водолей», «Ловись, рыбка», «Волшебная губка». «Не пролей», «Фонтан», «Цветная водичка « и т.д.    Развитие сенсомоторной сферы тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи,   поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт детей, учить их быть внимательным к тому,  что их окружает,  заинтересовывать  и придумывать для них мотивацию.

 

Воспитатель дошкольного образования           С.В.Кондратович