Разделы сайта

Главная

Архив новостей

01.04.2022

2 апреля - Всемирный день информирования об аутизме

Косвенные симптомы аутизма у малышей

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей, следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма:

1. Социальные:

- Ребенок предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;

- Ребенок избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);

- Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;

- Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;

- Ребенок не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);

- Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;

- В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

2. Трудности коммуникации:

- Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);

- Ребенок не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);

- Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;

- Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);

- Ребенку явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;

- Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);

- Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

3. Монотонность (стереотипность) поведения:

- Ребенок безостановочно повторяет одни и те же простые движения;

- Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);

- Также ребенок с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;

- Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;

- Ребенок крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей.

- Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.

- У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.

- Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.

- Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.

- Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.

- При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с ребенком: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.

- Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.

- Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.

- Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.

- Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

         Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

 Воспитатель С.А.Зенькович