Разделы сайта

Главная

Архив новостей

20.04.2020

Рекомендации по выявлению жертв насилия и оказанию помощи, профилактике жестокого обращения с детьми

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов

Заметим, что подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны – около 65% – учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая воскресенье. Если прибавить сюда воспитанников дошкольных учреждений, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, особенности поведения самих ребят и их родителей, описанных выше. 

Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего, психическое (эмоциональное) насилие является одним из критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего.

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, является "Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (в ред. постановлений Минобразования от 05.05.2007 N 30,от 14.07.2009 N 48, от 25.07.2011 N 117).

При получении информации о жестоком обращении с несовершеннолетним, по поручению руководителя учреждения образования педагогическими работниками учреждения образования (специалистами СППС и др.) с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего, социальное расследование. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управление (отдел) образования и в комиссию по делам несовершеннолетних местных органов власти.

При подтверждении достоверности факта насилия несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении. Основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении являются акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, утверждается руководителем учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и согласовывается с заинтересованными организациями. Работа с родителями может строиться на основе плана по защите прав несовершеннолетнего.

Также работа по устранению причин и условий неблагополучия учащегося (воспитанника) должна строиться на основе взаимодействия учреждения образования, социально-педагогического центра и других ведомств.

В рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, предпринимаются меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье.

Отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении.

В случае, если родители оказывают вредное воздействие на ребенка либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении и дальнейшее пребывание ребенка у родителей может повлечь угрозу его жизни и здоровью, комиссией по делам несовершеннолетних принимается решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите.

Более подробно остановимся на оценке безопасности ребенка.

1. Рассмотрение первичной информации

Первичное собеседование с заявителем должно состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместности и точности сведений, на основании которых будут приниматься дальнейшие решения.

Свидетельством того, что ребенок нуждается в защите и необходимо неза-медлительное вмешательство органов охраны детства, являются утвердительные ответы на следующие вопросы:

- Ребенок получил серьезные травмы?

- Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?

- Ребенок находится в обстановке, угрожающей его здоровью, жизни?

- Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания?

- Имеются ли сведения об имевшихся ранее фактах неблагополучия детей в семье?

  1. Термин «социальное расследование» понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем.

Основными задачами социального расследования является:

- сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка; если имел место, то выявить причины и виновных;

- обеспечение мер по защите ребенка;

- оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;

- определение программы по реабилитации ребенка и его семьи.

Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:

- собеседования с ребенком, родителями, братьями, сестрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;

- получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей;

- посещения ребенка на дому;

- включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;

- подготовка и реализация индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка. Социальное расследование проводится, прежде всего, специалистами СППС учреждений образования. К расследованию могут быть привлечены специалисты управлений (отделов) образования, других заинтересованных служб.

Первичное расследование (оценка безопасности)

При первом посещении семьи специалистам необходимо установить наличие либо отсутствие факторов, угрожающих здоровью и жизни детей, причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) с целью проведения необходимых защитных мероприятий по обеспечению безопасности детей.

Оценка безопасности ребенка в семье требует быстрого и точного выявления факторов, причин, ведущих к возникновению ситуаций, в которых дети подвержены серьезной опасности. В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно интересовать, прежде всего:

- серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место ранее;

- ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;

- неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от серьезного вреда;

- крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску причинения ему серьезного вреда.

Выявление любого из этих обстоятельств достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.

При проведении оценки безопасности важно обеспечить получение информации от ребенка, его братьев и сестер, родителей, других взрослых и детей.

При невозможности личной встречи при первом посещении семьи со всеми членами семьи специалисты должны предпринять попытку встречи с отсутствующими в течение нескольких последующих дней.

Меры, направленные на обеспечение безопасности ребенка

Меры, направленные на защиту детей, зависят от степени серьезности выявленных проблем.

Учитывая, что задача специалистов заключается в том, чтобы защитить ребенка в его собственной семье, необходимо сделать все от нас зависящее для того, чтобы выполнить эту задачу, прежде чем рассматривать вопрос изъятия его из семьи.

По завершении первичного расследования может быть принято одно из решений:

- признать необходимость экстренного изъятия ребенка из семьи;

- оказать содействие (удаление из дома лица, виновного в жестоком обращении в отношении ребенка; привлечение альтернативного воспитателя (родственники, живущие рядом) для организации ухода за ребенком по месту его проживания, оказание материальной помощи и др.), консультативную помощь детям, родителям по разрешению проблемных вопросов;

- признать ребенка находящимся в социально опасном положении, продолжить контроль за положением ребенка в семье, работу с семьей в рамках плана защиты несовершеннолетнего;

- признать информацию о неблагополучии ребенка неподтвержденной.

Всесторонний анализ положения ребенка и семьи

Всесторонний анализ положения ребенка и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с ребенком, находящимся в социально опасном положении.

Данный анализ включает:

- сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;

- сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;

- формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;

- выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям ребёнка и его семьи;

- анализ эффективности выполнения плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.

Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ её окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социально педагогической и психологической работы и должен завершаться документированием полученных результатов.

При принятии решений, проведении социального расследования важно учитывать факторы, которые повышают или понижают риск жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей:

- уязвимость ребенка, связанная с его уровнем развития и особенностями поведения детей (возраст, темперамент, состояние здоровья, уровень физического, умственного, социального развития);

- особенности родителей (готовность родителей признать случай жестокого обращения с ребенком либо неудовлетворения его основных жизненных потребностей и принять меры к защите ребенка; заболевания, влияющие на поведение родителей (алкоголизм, наркозависимость, умственная отсталость, психические заболевания), родительские навыки);

- наличие и количество случаев обращений/ подозрений на наличие жестокого обращения с детьми в семье либо неудовлетворения их основных жизненных потребностей в прошлом;

- характер функционирования семьи (распределение ролей/обязанностей, наличие материальных и финансовых ресурсов и их использование, способы решения членами семьи конфликтных и кризисных ситуаций).