Разделы сайта

Главная

Архив новостей

02.08.2019

Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь

На пороге школы мы всегда задаёте вопрос: готов ли мой ребёнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи. Почему? Устная речь ребенка - прочный фундамент для успешного обучения и плавного его погружения в мир чтения и письма.

Для того что бы определить, готов ли Ваш ребёнок к школе именно в речевом развитии, я вам предлагаю ответить на следующие вопросы. 

1. Правильно ли Ваш ребенок произносит звуки родного языка?

2. Может ли выделить звук в начале, середине и конце слова в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы"?

3. Обладает ли словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него?

4. Правильно ли согласует слова между собой в роде, числе и падеже?

5. Может ли самостоятельно строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные), используя предлоги, союзы.

6. Может ли свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, составить рассказ по картинкам,описать окружающие предметы)?

Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы.

Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных, называть их детёнышей.

Если на все эти вопросы вы дали себе твердый положительный ответ, ПОЗДРАВЛЯЮ!


Но что же делать, если на какой то вопрос нет положительного ответа?
Вашему вниманию я предлагаю небольшие советы для оказании помощи вашему ребенку.

1. Если ребёнок не произносит или неправильно произносит звуки, срочно обратитесь к  учителю-дефектологу за консультацией. Если учитель-дефектолог уже занимается с вашим ребёнком, приложите максимум усилий, чтобы закрепить звуки в речи.  Этот этап  полностью зависит именно от вас! Исправление произношения в 1-м классе для многих детей является серьёзной дополнительной нагрузкой, мешающей успешному обучению.

Почему это так важно, исправить нарушенное произношение звуков? Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради ребёнка появятся так называемые "логопедические ошибки" (балка вместо палкабелёза вместо берёзаШаша вместо Саша и т.д.)

 2. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками:

- «Где спрятался звук?» (найти картинку с заданным звуком),

- «Подбери картинки, начинающиеся со звука…»

- «Определи место звука в слове.»

- «Определи первый, второй, третий и т.д. звук в слове.»

3. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры:

- «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними;

- «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает);

- «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает);

 Так же можно попросить ребенка:

- «Назови все свои игрушки»,

- «Назови слова, которые обозначают транспорт»,

- «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну»,

- «Вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный- горячий».

- Если ваш ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.   Иногда в речи 6-летних детей встречаются  грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторять правильно, спокойным ровным тоном. 

 Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

4.Если ваш ребёнок неправильно употребляет разные формы слов и делает ошибки при согласовании их между собой, вам поможет счёт предметов с обязательным их называнием ( в усложнённом варианте – счёт «каких -то» предметов):

- Счёт весёлых котят, большие деревья и т.п.

- Игры с картинками «Чего не стало?» (убрать картинку), «Что без чего?» (например, стул без ножки), «Один-много» (кот-коты, окно- окна и т.п.)

5. Если у вашего ребёнка не очень хорошо развита связная речь, вы должны следить за тем, чтобы:

ваш ребёнок, отвечая на ваши вопросы или в свободном общении, пользовался полными предложениями;

- при рассказе или пересказе чётко и последовательно излагал свои мысли (при необходимости нужно поправлять его).

При совместном прочтении книг разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

 6.Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры.

Если данный вид работы вызывает у ребенка затруднения, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке.

Работа родителей должна быть направлена в нескольких направлениях:
1. Развитие мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, массаж рук, лепка из пластилина, оригами…).
2. Отработка дифференциации правых и левых частей тела: 
- Показать правую руку, затем левую.

Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
- Взять предмет то правой, то левой рукой.
3. Формирование ориентации в окружающем пространстве: 
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку:

- "Покажи, какой предмет находится справа от тебя"

- "Положи книгу слева от себя".

Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

  Но как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.  

 Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.

Учитель-дефектолог Ёх Н.М.