Люди с нарушениями слуха точно так же ходят на работу, в школу, ведут активную социальную жизнь. Глухие и слабослышащие могут учиться как в обычных школах, так и в специализированных. В последнее время все чаще родители детей с нарушениями слуха отдают предпочтение общеобразовательным школам, где школьники могут свободно учиться, знакомиться и общаться с нормально слышащими сверстниками без преград. О том, как им найти общий язык, можно ознакомившись с содержанием данной памятки.
Для обучения детей используют специальную азбуку.
Популярное мнение о том, что обучение глухих ведется на жестовом языке, всего лишь миф. Для полноценного включения в образование специалисты придумали специальные методики и программы обучения неслышащих людей. В качестве помощи в таких методиках используется дактильная азбука — так называемый пальцевый алфавит. С помощью этих методик дети могут освоить речь, чтение и письмо, и свободно использовать навыки в повседневной жизни. В бытовом общении неслышащие используют русский жестовый язык.
При общении с человеком, имеющим нарушения слуха, следует соблюдать ряд правил.
Находитесь на одном уровне с человеком. Важно, чтобы он видел лицо говорящего. Говорите спокойно, не замедляя и не ускоряя речь. Люди с нарушениями слуха в большинстве своем хорошо читают по губам и могут „считать“ то, что вы говорите, если речь будет умеренного темпа. Подключайте артикуляцию. Но не увлекайтесь! Слишком утрированная и выраженная артикуляция тоже может сбить.
Обращаться к слабослышащему человеку стоит голосом нормальной громкости. Глухие люди также могут быть очень чувствительны к шуму. Помните про «правило спины»: не стоит говорить человеку в спину и говорить самому, стоя спиной. Несмотря на наличие слуховых аппаратов, человеку будет тяжело вас понять и поддержать разговор.
Не трогайте слуховые аппараты человека без разрешения. Устройства не восстанавливают слух, но усиливают звук. Их носят не все, но большинство. Каждый аппарат настроен специально под определенного человека, а некоторые функциональные элементы находятся снаружи. Неаккуратное прикосновение может сбить настройки, кроме того, это может быть расценено как нарушение личных границ.
Важно говорить короткими фразами и простыми предложениями. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, назовите его по имени. Если человек не отвечает, можно слегка прикоснуться к плечу или помахать рукой.
Подготовила педагог-психолог Мелеховец О.И.