Раздзелы сайта

Галоўная

Диагностика детей с нарушениями аутистического спектра

Этапы проведения обследования:

1. Предварительный этап.

Предварительный этап необходим до того как произойдет непосредственное обследование ребенка членами ПМПК.

1. Консультация с родителями ребенка с аутистическими нарушениями.

Происходит согласование с родителями целей и ожидаемых результатов обучения и воспитания. Члены ПМПК имеют возможность получить важные сведения об особенностях ребенка, которые учитываются при его интеграции в образовательный процесс.

2. Наблюдение за ребенком в привычных условиях. Этообусловлено особенностями детей с аутистическими нарушениями, а именно: наличием у них трудностей вступления в контакт со взрослыми, выполнения заданий, предлагаемых взрослыми.

Такой ребенок показывает лучшие результаты при выполнении спонтанной деятельности, по собственному побуждению.

Полученную информацию можно использовать для установления контакта с ребенком, при выборе поощрений, предпочитаемых заданий, которые можно будет использовать при проведении обследовании.

3. Установление контакта с ребенком.

Постепенное установление контакта с ребенком позволяет обеспечить такое эмоциональное состояние, при котором он чувствует себя относительно безопасно в присутствии обследующего, и у него не возникает защитных форм поведения: не убегает, не прячется, не кричит и т.д. – это означает, что взрослый стал знакомым человеком.

 

2. Проведение диагностического обследования ребенка.

Общая характеристика поведения ребенка.

После предварительного сбора информации специалисты ПМПК имеют представления об общей активности и преобладающем поведении ребенка:

  • как обра­щает внимания на предметы, его взгляд и т.д.;
  • активность в новых, непривычных для ребенка условиях;
  • целенаправленная ли активность, наблюдаются ли моторные сте­реотипии, беспокойство, снижается ли концентрация внимания;
  • типичные позы, в которых предпочитает нахо­диться ребенок, ритм и координация его движений;
  • Формы аутостимуляции у ребенка;
  • Стереотипии: описываются имеющиеся у ребенка сте­реотипии, частоту их проявления, при каких усло­виях стереотипии усиливаются, при каких уменьша­ются. Привязанность ребенка к определенным предме­там, к людям, стереотипные процедуры умывания, одевания, приема пищи, любимые блюда, одежда и обувь, ритуалы отхода ко сну, стереотипные марш­руты прогулок и др. ;
  • Аффективная сфера:
  • самоагрессия как проявление аутистической защиты;
  • страхи, обусловленные повышенной чувстви­тельностью;
  • негативизм как реакция на неудачу;
  • вербальная агрессия;
  • страх, проявляющийся в вербальных моноло­гах и в однотипных рисунках;
  • повышенная ранимость в контактах с окружа­ющими, уход от общения, склонность к изоляции;
  • Реакции ребенка на физический дискомфорт: голод, усталость, боль.

 

Особенности обработки сенсорной информации: гипо/гиперчувствительности к сенсорным раздражителям.

          Специалисты ПМПК учитывают особенности обработки ребенком сенсорной информации, т.е. его гипо- или гиперчувствительность к сенсорным раздражителям:

  • Боится ли громких голосов, шума, чужого плача;
  • Чувствителен ли к тактильным прикосновениям;
  • чрезмерно чувствителен к зрительным раздражителям: яркому свету, блестящим картинкам, стимуляции перед глазами и т.д.;
  • нуждается ли в стереотипном повторении движений: потряхивании предметами или руками, постукивании, подпрыгиваниях и т.д.;
  • грызет, облизывает, обсасывает предметы, письменные принадлежности и т.д.