Раздзелы сайта

Галоўная

Почему важно развивать мелкую моторику и как это делать с детьми раннего возраста

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Вашему вниманию предлагаем игры и упражнения, которые вы со своими малышами можете выполнять в любое удобное для вас время!

Игра «Крутись, карандаш»

Цели. Сделать массаж ладоней ребенка. Материалы. Карандаши с ребристой поверхностью.

Ход игры

Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперед — назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. («Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед — назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».)

Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей), потом другой.

Игра «Прячем ручки»

Цели. Учить детей подражать движениям взрослого. Материалы. Платки, коробки.

Ход игры

Предложите детям повторить следующие движения:

—  Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут руки за спину.)

—  Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки).

—  Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

— Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Котенок»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.

Материалы. Маленькие резиновые игрушки-пищалки: котята (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке. В это время читайте двустишие:

Ты, котенок, не пищи, лучше маму поищи!

Игру повторите несколько раз.

Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными игрушками-пищалками.

Игра «Пересыпь крупу»

Цели. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.).

Ход игры

Предложите детям при помощи ложки', совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».

Подобную игру можно проводить в песочнице.

Игра «Осенние листья»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук. Материалы. Листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки.

Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).

По окончании игры попросите малышей помочь вам убрать листочки.

Игра «День рождения»

Цели. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материалы. Картонные коробки разной величины, упаковочная бумага разной толщины, бумажные, пластиковые пакеты; различные предметы и игрушки.

Ход игры

Перед началом занятия подготовьте «подарки» — положите в картонные коробки различные предметы и заверните их в бумагу (можно положить предметы в пакеты).

Предложите детям поиграть в игру «День рождения», в ходе которой именинник будет доставать подарки из упаковки.

Данные игры помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Учитель-дефектолог Стречко И.Н.