Раздзелы сайта

Галоўная

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо отдельных звукоподражательных слов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей – 1-й. Самый высокий - 3-й.

Охарактеризуем речь детей с 3-м, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2, 5 – 3 тысячи слов. В нём отсутствуют или же наличествуют в искажённом виде не менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

Частей предметов и объектов (кабина, сидение, ствол, подъезд).

Глаголов, выражающих утончённость действий (лакает, лижет, грызёт).

Приставочных глаголов (подплыл, всплыл).

Антонимов (гладких, шершавых).

Относительных прилагательных (вишнёвый, грушевый)

В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов, согласований различных частей речи, построении предложений.

В фонетическом плане:

- нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова.

С.П.Савонь, учитель-дефектолог ЦКРОиР