Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.
С помощью дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине, возможнознакомство детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.
Дидактические игры
Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
- "Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов),
- "Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму),
- "Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки),
- "Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины:
- "Самая длинная, самая короткая" (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной),
- "Разноцветные кружки" (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка),
- "В какую коробку?" (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- "Какого цвета не стало?",
- "Какого цвета предмет?" (предложить подобрать необходимый цвет для предмета),
- "Собери гирлянду" (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом),
- "Какие цвета использованы?" (показывая изображение предметов одного цвета, учить называть и различать цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цвет).
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части. Важно, чтобы учащиеся не только видели движение руки, но и сами его производили.
В первом специальном классе ГУО «ЦКРОиР Ганцевичского района» уделяется большое внимание сенсорному развитию детей с ТМНР через дидактические игры. Так, сенсорное развитие учащихся происходит с помощью таких дидактических игр, как «Карандаши», «Подбери шарфик», «Цветные клубочки», «Подбери колеса для автобуса», «Посади бабочку на цветок» и др.
Воспитатель специального класса Зенькович С.А.