Налаженный быт для ребенка с особенностями в развитии дает возможность определенной ориентации в происходящем. Повторение ритуалов бытового характера в рамках семьи – это залог эмоциональной стабильности ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.
Для организации режима дня ребёнка с тяжелыми нарушениями в развитии в семье важно привить повторяемый алгоритм принятия гигиенических процедур ребенком с помощью родителей, а также приема еды. Привычный повторяемый ход выполнения действий по одеванию и раздеванию дает возможность при многократном повторе добиться самостоятельности у ребенка при выполнении данных операций.
Важно отметить, что опасность в доме поджидает практически на каждом шагу. Ребенка необходимо сопровождать при выполнении операций по приготовлению себе горячего чая, нарезанию хлеба, мясной продукции. Особое внимание требуется от родителей при пользовании газовой или микроволновой печью ребенком. БЕЗОПАСНОСТЬ ребенка - прежде всего!
Каждый ребенок имеет свою степень понимания, что ему хотят донести родители… Но терпение и точность повторов для закрепления необходимых навыков у ребенка дадут желаемый результат рано или поздно.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку — и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не «видики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых — это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.
Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.
Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).
Педагог-психолог А.В. Скорогод