Раздзелы сайта

Галоўная

О детских капризах

Детские капризы — это особенность поведения ребёнка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У ребёнка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребёнка со взрослыми (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи). Ребенок хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении.

Результатом частых капризов может стать капризность как устойчивая форма поведения.

Признаки капризности: постоянное состояние готовности к капризам; плач, хныканье по любому поводу; любимые слова «Я не хочу»; стремление быть в центре внимания.

Превращаясь в привычку, капризность может способ­ствовать возникновению у детей таких черт характера, как грубость, драчливость, недоверие к людям. Поэтому их лучше не допускать, а с возникнове­нием искать пути устранения.

Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует, прежде всего, внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье.

Каковы же эти причины:

Несогласованность требований со стороны взрос­лых создаёт неблагоприятные условия для воспитания ребёнка. Что разрешает мать — может запретить отец, что запрещает мать — разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребёнок следует тем требованиям, которые со­впадают с его желаниями.

В семье должны быть чётко определены и соблюдаться всегда правила, регулирующие, что можно и что нельзя. Если что-то нельзя, то это всегда нельзя, вне зависимости от настроения ребёнка и родителей.

Чрезмерный эмоциональный и физический комфорт.  В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т.е. ребёнок изнежен, заласкан. Родители предупреждают каждое желание ребёнка и в то же время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, многого хотят от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Эти отношения должны быть пересмотрены. Включение ребёнка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых — лучшие средства «сокращения» неразумных желаний.

Строгость, повышенный, раздражительный тон в общении взрослых с детьми. Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребёнок может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

Срыв привычного распорядка дня, переутомление.  Для здоровья и хорошего самочувствия ребёнка раннего и дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. Это может стать причиной переутомления нервной системы ребёнка.

Дефицит общения со взрослыми.  Одной из важных потребностей ребёнка является потребность в родительской заботе и внимании. Маленькому ребёнку постоянно необходимы эмоциональные контакты с любимыми людьми (тёплые руки и добрая улыбка матери, бабушки, приветливое слово отца). Эмоциональное благополучие обеспечивается удовлетворением потребностей ребёнка в эмоциональном общении со взрослыми.

Малосодержательная деятельность ребёнка в семье вызывает у него скуку, шалости, капризы. Правильно организованный день, насыщенный интересными, полезными делами, нормализует поведение ребёнка, способствует формированию положительных привычек, обеспечивает прочность и своевременность усвоения правил поведения.   Дети по своей природе активны, деятельны. И очень важно, чтобы эта активность нашла своё применение в полезной деятельности. Взрослым следует преодолеть в себе привычку всё делать за ребёнка. Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы.

Капризов можно избежать, если принимать ребёнка, слушать его, бывать (читать, играть, заниматься) вместе, не вмешиваться в его дела, с которыми он сам справляется; помогать, когда просит, использовать в повседневном общении фразы: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», обнимать всякий раз, когда предоставляется возможность.

Капризы исчезают далеко не сразу, но, если родители терпеливы и настойчивы, этого можно добиться.

 Воспитатель дошкольного образования Винник А.И.