Раздзелы сайта

Галоўная

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ

Ребенок  растет, и каждый из родителей ожидает, что со временем станет меньше трудностей и проблем в воспитании. Ведь малыш повзрослел, поумнел, и с ним проще будет «договориться». Это совершенно правильно, но если не знать характерных особенностей развития ребенка в возрасте 3-х лет, то надежда на легкость в воспитании будет быстро потеряна.

Ребенок в 3 года подходит к определенному рубежу собственногоразвития с момента рождения. Психологи считают трехлетний возрасткризисным. В этот время заканчивается период единение с мамой,ребенок начинает все больше ощущать свою отдельность,индивидуальность.

 Формирование личности

С педагогической точки зрения третий год жизни является ступенькой в новую социальную значимость. После трех лет ребенок становится младшим дошкольником.

В данном возрастном периоде у ребенка идет формирование личности. Он, конечно же, иногда напоминает двухлетнего малыша, но, чем больше он подрастает, тем заметнее становятся его изменения.

Ребенок стремиться к самостоятельности, все чаще можно услышать «Я сам», требует считаться с его мнением и относиться к нему на равных. Родители должны поддерживать такое стремление к самореализации, стараться меньше делать за ребенка, считая его маленьким, поддерживать его познавательные интересы. Если этого не будет, то ребенок останется таким же беспомощным и неуверенным. В дальнейшем искоренить эти черты будет очень сложно.

В три года малыш уже другими глазами смотрит на мир. Он воспринимает его не как картинку, а как возможность проявить себя в действии, в общении, показать свою значимость. Ребенок четко понимает свои желания, стремления, а родители, в свою очередь, должны его поддержать. Найти общий язык, предоставить возможность для выражения индивидуальности и активности ребенка. И тогда, действуя умело, они смогут в дальнейшем направлять малыша в ту сферу деятельности, которая покажется им лучшей.

Этот возраст - самое лучшее время для развития ребенка через игру, рисование, лепку, конструирование и другие интересные занятия. Это дает большие возможности для дальнейшего формирования памяти, внимания, усидчивости, мышления, речи, восприятия. Именно в данный период закладываются элементарные навыки самообслуживания, трудолюбия. Другими словами – это время для создания фундаментальной основы в формировании всесторонне развитой личности. Родители должны это понимать и не упустить этот возраст.

Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он все чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?», крохе интересно абсолютно все, ведь до этого он просто знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям очень важно поддерживать любознательность ребенка, помогать ему познавать мир.

 Эмоциональное развитие

Эмоциональная сторона развития также изменяется. Ребенок более остро воспринимает критику, порицание, сравнение с кем-то другим. Ему очень важна оценка его деятельности, она напрямую влияет на формирование самооценки.

Поэтому родители должны, высказывая свое мнение, поддерживать, успокаивать и подбадривать ребенка, даже если у него что-то и не получилось и, в тоже время, не захваливать, если не заслужил. Необходимо вырабатывать у ребенка установку на преодоление различных трудностей, помогая ему добиться положительных результатов, и избегать совсем легких заданий. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов, это оказывает немалое влияние на дальнейшее формирование самооценки.

Любимые родители являются примером для подражания. Ребенок копирует их действия, поведение, разговоры, отношение к окружающим. Поэтому, во избежание дурного воспитания, взрослым необходимо постоянно себя контролировать и быть лучшими в глазах ребенка.

Также неотъемлемой частью этого возрастного периода является общение ребенка со сверстниками. Рядом с другими детьми он будет учиться находить общий язык, узнавать, что такое дружба, коллектив. Ведь коммуникабельность и умение дружить пригодятся ему в дальнейшей жизни.

 Развитие речи

Трехлетний возраст - самое важное время в развитии речи ребенка. Речевое развитие стремительно идет вперед: обогащается словарный запас, формируется фразовая речь, ребенок обдумывает сказанное. Родители должны всячески содействовать этому: постоянно разговаривать с ребенком, отвечать на все вопросы, использовать различные речевые разминки и чистоговорки, читать книжки. Только общаясь, у ребенка будет формироваться правильная и красивая речь.

Речевые особенности детей трех лет:

Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения, технику и т.д.

Должен о себе говорить «Я», а также употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».

Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из трех-пяти слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».

Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.

Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.

Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Должен отвечать, как его зовут, называть свою фамилию и возраст.

Посторонние должны понимать его речь.

 Физическое развитие детей 3 лет

Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. Меняется комплекция ребенка: ноги становятся длиннее, скелет костенеет, ходьба ребенка становится более скоординированной, увеличивается длина шага и устойчивость малыша, но движения рук и ног пока еще остаются несогласованными. К трем годам организм ребенка становится более крепким. Иммунитет более устойчивым.

К трем годаммалыш может кататься на трехколесном велосипеде, подпрыгивать на двух ножках, подлазить под препятствия, бросать мячик вперед, вниз, держа его двумя ручками над головой или перед грудью. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках в течение нескольких секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Также малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы.

В 3 года ребенок уже долженвладеть некоторыми санитарно-гигиеническими навыками: - освоить пользование горшком и просится в туалет; - уметь  правильно сидеть застолом, самостоятельно есть ложкой, пить из чашки; - самостоятельно или снебольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться, обуваться иразуваться, мыть лицо, руки.

Стоит понимать, что все детки разные, если ваш малыш не овладел какими-то из перечисленных навыков – это не повод для паники. Стоит просто сходить на консультацию к врачу и задать ему волнующие вас вопросы, пусть он оценит развитие вашего малыша.

В возрасте 3 лет  ребенок активен и жизнерадостен, очень любопытен и готов к хорошим поступкам. Его детское сердце полно счастья и добра! Знать возрастные особенности развития ребенка, несомненно, важно. Но без любви и уважения к его индивидуальности не будет успеха даже у самых знающих родителей.

 Педагог социальный Савеня Г.В.