Раздзелы сайта

Галоўная

Детско-родительские отношения как показатель формирования личности в семье

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребёнка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее окружение ребенка удовлетворяет потребность ребенка в принятии, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, А. Фрейд, М.Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер. Дж.Боулби, М.Эйнсворт, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н. Божович, М.И. Лисицина) [ Цит. по: Шведовская,1]

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Традиционно главным институтом воспитания личности ребёнка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, по длительности своего воздействия на личность, ни один с институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [2].

Отношение в семье можно рассматривать с точки зрения родительского отношения к ребенку. Отношение родителей – один из существенных факторов формирования индивидуально-личностных особенностей ребенка.

В процессе воспитания ребёнка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребёнку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребёнком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Х.Джайнот, Д.Баумринд, А.Е. Личко, А.Я. Варга, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.С. Спиваковская, О.А. Каррбанова) [Цит.по: А.А. Шведовская, 1].

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения (стиль воспитания) – это система разнообразных чувств к ребенку. Поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов [2].

Традиционно исследования детско-родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействия с ребёнком (М.И. Лисицина, 1986).

М.И. Лисицина [3] проследила развитие самосознания и личности младших школьников в зависимости от стиля семейного воспитания. Детей с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто положительно поощряют, а наказывают, в основном, отказом от общения.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребёнок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым [3].

Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития личности ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям. У ребенка сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Результат анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимодействия родителя и ребенка, позволил выделить определенные компоненты рассмотрения родительско-детского взаимодействия. Структура такого взаимодействия включает мотивационно-смысловой, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. К мотивационно-смысловому относятся ведущий мотив, ценностные ориентации, направленность и установки личности. К поведенческому компоненту относятся: структурирование позиций; источники и способы решения конфликтов; характерные приемы воздействия; характер санкций, контроля и мониторинга; реакции на трудности; особенности оказания помощи. К когнитивному компоненту: атрибуция, ожидания, оценка. К аффективному – эмоциональное отношение, уважение, привязанность, эмоциональный знак, удовлетворенность, эмоциональная включенность, сензитивность, эмпатия [Цит.по:А.А. Шведовская , 1].

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самыми самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребёнку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребёнка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребёнку без излишней навязчивости, стремления с любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становится залогом формирования полноценного, душевно здорового и способного помочь окружающим людям человека[5].

 

Литература

  1. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф.дис. …канд.псих.наук: 19.00.13/ Шведовкая Анна Александровна. – М.,2006.-30с.
  2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений/ А.Я.Варга. – М.: ВЛАДОС, 2007-358с.
  4. Лисицина, М.И. Проблемы отногенеза общения /М.И. Лисина. М. Педагогика, 1986.-263с.
  5. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. -95с.

 Подготовила педагог-психолог Скорогод А.В.