У ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:
- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
- в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;
- повторяемость — ребенок, раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
- неизменность — раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
- длительность — ребенок может играть в такую игру годами.
Стереотипная игра обычно возникает у ребенка с РАС спонтанно, откуда-то глубоко изнутри, и он может играть в нее несколько лет.
Многие специалисты рекомендуют использовать стереотипную игру на занятиях и уроках с ребенком как основу взаимодействия.
Наблюдая за ребенком увлеченным стереотипной игрой, можно предположить, что ситуация повторения знакомых действий комфортна для него сама по себе, так как представляется ребенку знакомой, с заранее известным ему результатом. Поэтому эти действия не пугают его и даже приносят видимое удовольствие.
Вот почему используя стереотипные игры, мы можем создать комфортные условия для ребенка и как следствие иметь возможность для установления эмоционального контакта, на основе которого и выстроить занятия и уроки.
Прежде чем начинать активно взаимодействовать с ребенком, рекомендуется сначала понаблюдать за действиями ребенка, понять сущность и причину той или иной стереотипной игры. Желательно выяснить в каких условиях ребенок прибегает к стереотипным играм, и отличаются ли они в разных ситуациях. На основании наблюдений, можно понять какие дальнейшие действия можно предпринимать.
На первом этапе желательно не настаивать на совместной игре и пытаться включиться в игру ребенка на расстоянии, т.е. подключаться к играм ребенка, тактично и ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас – уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения с взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому, скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: «Не хочешь!» в любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.
Вклиниваясь в игры ребенка с РАС, не навязывайте свои действия, старайтесь просто поучаствовать в его игре.
Например: вы можете просто подать ему интересующую его игрушку, или как бы невзначай пропеть песенку, которую он использовал в своей игре. Это, как правило, обязательно привлекает внимание ребенка, даже если его действия не имеют, по вашему мнению, никакого смысла, тем не менее, это будет уже для ребенка знакомо, а значит, не представляет угрозы, от которой нужно защищаться.
В результате таких действий, ребенок, в конце концов, начинает понимать, что от вас для него может быть польза. Поэтому в этот момент самое время предпринять попытки завоевать доверие ребенка.
Если вы хотите чтобы наступил момент, когда ребенок будет доверять вам, старайтесь быть терпеливыми и настойчивыми. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
В качестве конкретных правил при использовании стереотипной игры в работе с ребенком с РАС можно предложить следующие:
- Включаясь в стереотипную игру ребенка, старайтесь вносить в нее новую сюжетную линию, но делайте это осторожно.
- Позволяйте ребенку в любой момент вернуться к своей игре. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.
- Используйте стереотипную игру для выхода из кризисной ситуации (например, при возникновении аффективной вспышки).
Учитель Г.И. Буйкевич