Что значит развивать речь ребенка?
Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль и многое другое.
Без овладения речью не может быть полноценного психического и личностного развития ребёнка.
Наша задача при развитии речи детей – не только сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее) использовать речь как необходимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, бытовой деятельности и т. д.
Развитие речи во многом определяется развитием общения с взрослыми. Познавая окружающий мир, мы стараемся, чтобы ребёнок усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Развивая речь двух- трехлетнего ребенка, мы заботимся не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием.
Формирование словаря должно быть тесно связано с ознакомлением с окружающим. В этих целях используем задания, например: «принеси», «найди зелёный карандаш», «принеси пирамидку», «покажи как поливают цветы из леечки». Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребёнок, о чём идёт речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.
Когда знакомим с новым словом, неоднократно повторяем его уже в сочетании с уже известными им словами. Пример: «Клюёт курочка? Клюёт. У неё клюв, а у цыпляток клювики. И курочки и цыплятки клюют зёрнышки». За тем с помощью вопросов упражняем в употреблении этого слова.«Курочка клюёт. Что она делает?»
Проводим игры и упражнения, способствующие развитию речи. Пример: «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (одежду, мебель, животных и т. д.).
- «Куда что нужно положить во время уборки игрушек?», платье повесить в шкаф, тарелку на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.
Развитие речи также в повседневной жизни: в быту, в играх.
Для развития речи используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. С помощью вопросов следует добиваться, чтобы ребенок назвал, что изображено на картине. А когда дети рассматривают сюжетные картинки, взрослый рассказывает, что изображено на картине, и по ходу рассказа задает детям вопросы. Пример: «На картине мы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает. Что девочка поливает? Цветы».
Важное значение для развития речи имеет чтение книги с иллюстрациями.
Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм.
Важным в работе являются приёмы договаривания (жила – была курочка… Ряба. Она снесла… яичко и т. д.
В ходе пересказа или чтения наизусть при затруднении употребления, какого либо слова вовремя помогаем ребёнку подсказкой.
Для того чтобы научить ребенка пересказывать, сначала побуждаем ребенка, повторять слова и фразы за собой. Затем задаем вопросы, а дети отвечают на них не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят».
Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.
Проводим сюжетно-ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.). При развертывании сюжетов даем много названий предметов (посуды, одежды), показываем действия с ними и рассказываем их назначение. Из глубоких тарелок едят суп, борщ. Из мелких (кашу, котлеты, салат). Из стакана пьют (воду, чай, кофе). Сюжетно-ролевые игры: «Семья». «Кухня», «парикмахерская», «прачечная», «больница» закрепляют название предметов, необходимых для той или иной игры.
Проводим игры на развитие внимания, памяти, слухового внимания, на различение цвета, формы предметов. «Найди такой же предмет», «Что в коробочке? », «Узнай, кто позвал?», «Чего не стало? », «Чудесный мешочек», (с предметами разной формы).
Для развития речи и словаря очень важны беседы с ребенком о его повседневной жизни. «Что ты видел на прогулке?», «Идет ли дождь или снег на улице?», «Как провел день в саду?», «С кем ходил играл?», «В какие игры играл?», «Расскажи о своих любимых игрушках», и. т. д.
Во время одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о том, в какой последовательности нужно одеваться.
На прогулке можно провести наблюдение за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения. Для закрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить задание, например, найти дерево, цветок, собрать листья, принести веточку и т. д.
Предложите детям включаться в совместный труд по хозяйству: убрать мусор в корзину, сложить аккуратно вещи, полить цветы. Даем поручения: «Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф».В процессе трудовых действий обогащается речь ребенка, совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание.
Игры со словами и действиями также позволяют развивать речь ребенка:
«Зайки скачут скок-скок-скок
На зелёный, на лужок.
Щиплют травку, кушают
Осторожно слушают, не идет ли волк».
(Зайчик шевелит «ушками» - руками над головой, убегает от волка по окончанию фразы).
У ребенка формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по сигналу. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь.
Во время кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы, например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы будем кушать? – кашу, и. т. д.
Дети слышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи.
Развиваем активную речь детей и во время умывания (читаем потешки: «водичка-водичка», «будет мыло, пенится», просим засучить рукава, учим правильно пользоваться мылом и полотенцем и т. д.). Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполняли: «у меня чистые ручки», «я съела весь суп», «я выпил весь компот». Если ребёнок говорит не правильно, останавливаем и просим произнести слово правильно.
Для активации речи применяем все те побудительные слова, которые нацеливают ребёнка на высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи) .
Большое значения для развития активной речи детей имеет речь взрослых, его умение разговаривать с другими людьми.
Учитель-дефектолог Стречко И.Н.