У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина?
Проведенные исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика «Сделай вот так!» - и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте от 2 до 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: драть каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно). С 7 месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки»
Одна из возможных причин задержки в развитии речи – неудовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с окружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ребенок предложенные игрушки берет, но не играет с ними, повертев, откладывает в сторону. У такого ребенка острое желание – подойти к взрослому, прижаться к нему, стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, несамостоятельным, молчаливым, замкнутым.
Задержка развития речи возможна еще по одной причине. К концу первого года жизни – началу второго в словарном запасе ребенка есть несколько слов, очень своеобразных по своему значению и звучанию (аморфные слова-корни). Подобные слова могут надолго сохраниться в словаре и задержать возникновение полноценных слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу – произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации слово. А значит, ребенок не развивает свои речевые возможности.
Нужно помнить, что и ранее речевое развитие имеет отрицательную сторону. Так, если ребенок в возрасте до полутора лет начинает говорить правильными предложениями, использует недетские слова, родители бывают в восторге и демонстрируют своим знакомым его необыкновенные способности. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от излишних впечатлений, в том числе и речевых.
Учитель-дефектолог Савонь С.П.