Многие из нас, когда испытывают стресс или тревогу, говорят, что нужно «взять себя в руки». Почему мы так говорим? Какие чувства и ощущения в теле мы испытываем?
Приступы тревожности и страха могут случиться в любое время. Симптомы тревожности могут мешать ребенку сидеть на месте, слушать и учиться. Окружающим может казаться, что симптомы появились «ни с того, ни с сего», однако в реальности это может быть проявлениями тревожности, которую ребенок чувствует уже давно.
Необходимо помнить, что детям с аутизмом может быть очень трудно передать ощущения, связанные с тревожностью, с помощью слов. Им трудно выразить эмоции и чувства словами. Тем не менее, согласно Тэмпл Грандин: «Основная эмоция при аутизме — это страх».
Что может вызвать тревожность при аутизме?
Ситуации, которые вызывают сильную тревожность, зависят от конкретного человека. Какие повседневные стрессы чаще всего вызывают тревожность у людей с аутизмом?
Источники стресса дома и в учреждении образования для детей с аутизмом:
1) Неструктурированное время. Периоды времени, которые не имеют конкретных правил и не посвящены определенному занятию, не связаны рамками или границами, могут вызывать очень большие проблемы – это ожидание автобуса, переходы в течение дня из одного места в другое, от человека к человеку, от занятия к занятию, обеденный перерыв, свободная деятельность, необходимость разделить задание на отдельные шаги, графомоторные задания, самоорганизация, ответы на вопросы и другое.
2) Сенсорные проблемы могут возникнуть практически в любое время и в любом месте. Независимо от того, испытывает ребенок тревожность или нет, проблемы сенсорной интеграции подрывают способность человека контролировать себя. К сенсорным ситуациям, которые могут вызвать тревожность, относятся общие мероприятия в музыкальном или спортивном зале школы, экскурсии, поход в магазин, открытое пространство, множество людей вокруг, слишком яркое освещение, громкие звуки/шум, запахи, еда, стрижка волос, слишком обтягивающая, царапающая одежда.
3) Социальные ситуации и так сложны для людей с аутизмом, и даже простое ожидание социального мероприятия может усилить тревожность. Например, неожиданные события, изменения привычного распорядка дня, посещение общественных мест - концерты, пикники, детские площадки, общение с маленькими детьми.
4) Домашние требования. Каждый день ребенок в школе старается сохранять контроль над собой, слушать и выполнять необходимые действия, потом он приходит домой и сталкиваться с новыми требованиями, что может усилить тревожность и нервное возбуждение.
Многие, казалось бы, безобидные и безопасные ситуации, которые встречаются каждый день, могут восприниматься ребенком с аутистическими нарушениями как угроза.
Как помочь ребенку с аутистическими нарушениями справиться со страхами и тревожностью?
1. Подойдите к пугающей ситуации в игре.
2. Помогите ребенку распознавать эмоции.
3. Придумайте успокаивающую фразу.
4. Проиграйте воображаемый сценарий с новой фразой.
5. Помогайте ребенку контактировать с ситуацией очень постепенно, медленно и безопасно.
6. Переход в реальный мир.
В каждом отдельном случае необходимо тщательно планировать каждый шаг в соответствии с потребностями ребенка.
Основной упор делается на то, что ребенок должен всегда чувствовать, что он контролирует ситуацию, и не должен испытывать слишком сильного страха.
Не менее важно, чтобы ребенок демонстрировал желание пробовать каждый последующий шаг. Цель в том, чтобы добиться «привыкания» у ребенка. Привыкание – это форма обучения, когда человек перестает реагировать на ситуацию после ее многократного повторения. В случае ситуаций, вызывающих тревожность, привыкание означает уменьшение страха при условии соответствующей поддержки.
Учитель Буйкевич Г.И.