Эмоциональная напряженность, своеобразная форма отражения трудных ситуаций.
Это состояние, возникающее у ребенка в трудных и критических условиях, являющееся своеобразной формой отражения субъекта в трудной ситуации, в которой он находится. Эмоциональная напряженность может возникнуть у ребенка при попадании в трудные, экстремальные условия при умственной и эмоциональной перегрузке, а также под влиянием неуверенности в благополучном достижении цели.
Некоторые исследователи считают возможным признавать, что невысокая степень эмоциональной напряженности не только ухудшает, но и наоборот, обостряет возможности сенсорных и двигательных функций ученика, способствует мобилизации в трудных ситуациях, всех его психических и физических возможностей. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывает уже отчетливые изменения познавательных процессов, в частности у детей появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. Но характерной особенностью состояния эмоциональной напряженности следует признать наличие преимущественно отрицательного дезорганизующего воздействия на учебную деятельность и состояния ребенка.
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей
1. «Шарик»
Педагог произносит текст:
«Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, отдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится
Легко…ровно…глубоко…»
(выполняется несколько раз)
2. «Наклоны»
Педагог произносит текст:
Долго дятел дуб долбит.
(руки вперед-вверх)
Клювом дятел дуб долбит.
(руки вниз-назад)
Тук, тук, тук, тук,
(руки вперед-вверх)
Пауков найдет он тут.
(руки вниз-назад)
(выполняется несколько раз)
2. «Раскачивающиеся дерево»
Ребенку предлагается представить себя деревом.
Корни- это ноги. Ствол- туловище. Крона- руки и голова.
Начинает дуть ветер, дерево плавно раскачивается
Вправо-влево, вперед-назад. (3-5 раз).
4. «Брыкание»
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги раскинуты. Медленно начинает брыкаться касаясь пола. Ноги высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
5. «Кулачок»
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачек крепко-крепко. Пусть он подержит кулачек сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
Педагог-психолог Скорогод А.В.