Поведенческие трудности ребёнка с аутизмом, в большинстве случаев, не результат плохого воспитания или лени, а реальные проблемы, которые вызваны нарушениями развития и требуют комплексной помощи специалистов. Успех работы по обучению ребёнка с аутизмом во многом зависит от согласованных действий родителей и специалистов.
Родители могут не подозревать, что ребёнок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для остальных людей раздражителей. Необычное поведение, свойственное детям с аутизмом ― это попытки ребёнка самому справиться с неприятными ощущениями при взаимодействии с неизвестным окружающим миром, они вызваны существующей при аутизме повышенной или пониженной чувствительностью к определённым внешним раздражителям. Выполняя странные для окружающих действия (например, ребёнок отказывается носить одежду и постоянно раздевается, тянет несъедобные предметы в рот, бессмысленно раскачивается, бегает по кругу, прыгает, выстраивает игрушки в ряд), ребёнок с аутизмом успокаивается, заглушает постоянно возникающий дискомфорт, состояние тревоги и различные страхи по отношению к окружающему миру. Спонтанное и неконтролируемое поведение выполняет две основные функции: защищает ребёнка от тревоги и страха и успокаивает, улучшает его самочувствие. Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребёнка с аутизмом, поскольку лишает его привычной и выработанной им защиты и толкает его на изобретение ещё более неадекватных способов помощи самому себе.
Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме. Никакие воздействия не научат ребёнка с аутизмом выдерживать внешние раздражители, которые невыносимы и разрушительны для его нервной системы. В этой связи исключение болезненных раздражителей из окружающей среды является необходимым условием нормализации поведения и деятельности. И, наоборот, когда ребёнок испытывает дефицит в определённых раздражителях, окружающую среду следует обогатить соответствующими видами воздействия.
В процессе наблюдения за поведением ребёнка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными, а какие ― недостаточными. Недостаток раздражителей, в которых нуждается ребёнок с аутизмом, восполняется: среда насыщается объектами, позволяющими получать приятные ощущения социально приемлемым способом. Например, если ребёнок увлечён разглядыванием точек на ковре или пятен на чужой коже, следует перенести его интерес на книги и журналы с подобными рисунками и красочными иллюстрациями. Если ребёнок грызёт всё подряд, ему можно предложить жевать соломинку для питья, кольца - прорезыватели для зубов. Стереотипные прыжки заменяются прыжками на надувных матрацах, хлопки в ладони ― лепкой из пластилина. Все предметы, которые позволяют ребёнку восполнить ощущаемый дефицит, должны находиться в постоянном свободном доступе.
Большинство аутистических форм поведения представляют собой попытки справиться с трудностями повседневной жизни (приём пищи, одевание, посещение общественных мест и работа в группе), вызванными повышенной или пониженной чувствительностью к определённым внешним раздражителям. Понимание функций необычных форм поведения (защищает ребёнка от тревоги и страха и успокаивает, улучшает самочувствие) и предоставление ребёнку альтернативных способов преодоления жизненных трудностей составляет сущность педагогической помощи в нормализации чувствительности при аутизме.
В предлагаемой ниже таблице, представлены способы воздействия на поведение ребёнка с аутизмом.
Расстройства поведения у ребёнка
|
Воспитательное воздействие на ребёнка
|
-поведение,
приносящее вред самому себе;
-агрессивное поведение;
-прекращение деятельности (нежелание заниматься);
- нежелание физического контакта;
- взятие в рот несъедобных предметов;
- повторение вопросов за взрослым;
|
- смена видов деятельности;
- предложить ребёнку отдохнуть;
- необходимо учитывать интересы и стремления детей;
- разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом. Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание. Ровный, монотонный голос слушать очень скучно;
- взрослый отвлекает ребёнка чтением стихов вслух;
- используйте игрушки, как отвлекающий маневр;
|
Виды помощи при повышенной обонятельной и вестибулярной чувствительности ребёнка
|
Виды помощи при пониженной обонятельной и вестибулярной чувствительности ребёнка
|
- предоставление возможности съесть кусочек мороженного перед употреблением незнакомого продукта, что действует как своеобразная «заморозка», снижая чувствительность во рту
- привлечение ребёнка к приготовлению пищи, выбору продуктов в магазине;
|
- употребление в пищу твёрдых, хрустящих продуктов);
|
- исключение неприятных для ребёнка запахов (использование моющих средств без запаха, отказ от духов);
- учёт вкусовых пристрастий ребёнка;
- стимуляция щёк ротовой области интенсивными нажатиями;
- отсутствие запрета на прикосновение к еде пальцами;
- постепенное включение в рацион питания ребёнка продуктов различных температур и вкусовых направлений;
- использование маленьких порций;
|
- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов;
- предоставление возможности для ежедневной оральной активности (игрушки, в которые можно дуть, мыльные пузыри, леденцы, жевательная резинка);
- использование интенсивных вкусовых раздражителей (например, соусов, которые можно готовить и пробовать вместе с ребёнком);
|
Расстройства эмоциональной сферы
|
Воздействие на ребёнка
|
- гнев, протекающий в форме аффекта;
- страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребёнком опасности;
- выражает эмоции несоответственно ситуации, раздражается без видимой причины;
|
-преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру;
- игры с использованием протестных действий ребенка: ребёнок разбрасывает игрушки, а взрослый обыгрывает ситуацию – «Салют», «Начался дождь»;
- использование картинок с эмоциональным фоном (ребёнок находит среди предложенных эмоций своё настроение);
- предложить нарисовать собственные чувства, должны быть заготовлены нарисованные овалы лица. Например, «Дорисую, чтобы получилось грустное / злое лицо»; «Нарисуй улыбающееся солнышко»;
- «Угадай чувство»- прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр, как шипит кошка, пищит мышь и т.д.;
- рассматривание собственной мимики перед зеркалом;
|
Социализация ребёнка
|
Рекомендации, игры
|
- безразличен к окружающим, взаимодействие с другими людьми затруднено;
- избегает зрительного контакта;
- затрудняется в понимании намерений других людей;
- стремится к изоляции;
|
- обязательное установление эмоционального контакта;
-обращается внимание на избирательные интересы ребенка, учитывается спонтанный интерес ребенка к предмету;
-обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением;
-в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается;
- подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект;
-новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы;
|
Виды помощи при повышенной двигательной и вестибулярной чувствительности ребёнка
|
Виды помощи при пониженной двигательной и вестибулярной чувствительности ребёнка
|
- снижение требований к скорости и точности выполнения движений;
- частые перерывы для отдыха в течение дня;
- покачивание на гимнастическом мяче;
- малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями;
- игры с воздушными шарами;
|
- создание безопасной среды (отсутствие опасных предметов);
- оборудование помещения спортивным комплексом, выделение зоны для прыжков и бега;
- посещение детских аттракционов;
- ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса);
- физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната);
- занятия спортом, танцами;
- участие в работе по дому и на приусадебном участке;
- шумные, подвижные игры;
|
Виды помощи при повышенной кожной чувствительности ребёнка
|
Виды помощи при пониженной кожной чувствительности ребёнка
|
- предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка;
- использование уверенных интенсивных прикосновений;
- подбор комфортной в ношении одежды, удаление ярлыков с одежды;
- обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции;
- растирание поверхности тела ребёнка губкой или полотенцем перед неприятными для него процедурами (одеванием, купанием, причёсыванием, стрижкой), что позволяет снизить чувствительность;
|
- тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой);
- игры с мячом;
- сюжетные игры с прикосновениями;
- растирание поверхности тела ребёнка тканями различной текстуры;
- массаж;
- обеспечение чувства давления (плотная одежда, тяжёлое одеяло, спальный мешок, мешочки с песком);
|
Социально-бытовая адаптация
|
Рекомендации, игры
|
- почти у каждого ребёнка наблюдается беспомощность в самообслуживании и низкое владение культурно-гигиеническими навыками;
-перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен;
-овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией;
- боится безобидных предметов или ситуаций;
- с трудом оценивает реальные опасности;
- непредсказуем в ситуации изменения последовательности действий;
|
- формирование уверенности в своих силах;
- эмоциональное вовлечение ребёнка с помощью игры в освоение бытовых навыков;
- организация жизни ребенка по чёткому распорядку дня;
-расписание (режим дня) в виде фотографий, где ребёнок ест, занимается и т.д.
- сначала почти всё делает взрослый, постепенно подключая ребенка;
-сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности;
|
Виды помощи при повышенной зрительной чувствительности ребёнка
|
Виды помощи при пониженной зрительной чувствительности ребёнка
|
- исключение или сокращение неприятных зрительных раздражителей (мигающий свет, большое скопление людей);
- оформление помещения в неярких, успокаивающих тонах;
- размещение рабочего стола «лицом» к стене, использование защитных ширм;
- поддержание порядка в помещении (все предметы располагаются на своих привычных местах);
-ношение ребёнком солнцезащитных очков;
|
- рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, фотографий;
- пальчиковые игры;
- развивающие настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.);
- рисование, аппликация и конструирование;
- изготовление самодельных книг;
- кукольный театр;
|
Виды помощи при повышенной слуховой чувствительности ребёнка
|
Виды помощи при пониженной слуховой чувствительности ребёнка
|
- исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей;
- сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку тихим спокойным тоном голоса;
- использование наушников, силиконовых беруш в шумной обстановке с целью звуковой изоляции;
- прослушивание любимой музыки;
- игры шёпотом;
- спокойные игры с ритмами (хлопки в ладоши, пропевание и проговаривание стихотворений-потешек и др.
|
- повторение вопросов, обращённых к ребёнку и ожидание от него ответов;
- обращение к ребёнку с использованием оживлённого эмоционально окрашенного тона голоса;
- подражание звукам ребёнка, имеющим для него значение, и придание им социального смысла;
- игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами;
- ритмические музыкальные игры с движениями;
- разучивание песенок, стихов, считалок;
|
Подготовила педагог-психолог Мелеховец О.И.