Раздзелы сайта

Галоўная

Архіў навін

18.07.22

Консультация для родителей «Как найти «сильное» поощрение для ребёнка с аутистическими нарушениями?»

Процесс обучения является достаточно тяжёлым трудом для ребёнка с аутистическими нарушениями. А потому и мотивация к обучению очень низкая. Никто не хочет тяжело трудиться не получая в замен награды и дети с аутизмом не исключение. Поощрения используются, чтобы помочь ребёнку следовать инструкциям, переходить к другой деятельности, выполнять задания, садиться за занятия и для поддержки самых разных видов поведения. Однако тут есть один важный нюанс – если что-то является поощрением для Коли, это совсем не обязательно является поощрением для Саши. Это кажется очевидным, но в реальности терапевты и другие специалисты очень часто прибегают к неуместным обобщениям и предлагают одинаковые поощрения всем детям подряд.

  Например: «Все дети будут работать за конфету…  Все дети работают ради того, чтобы им не делали замечаний… Всем детям нравится похвала… Все дети знают, кто такие Даша Путешественница и Губка Боб… Всем детям нравится щекотка…». Каждое из этих обобщений неверно, потому что все дети разные. Одна из распространенных проблем – кто-то в жизни ребёнка дает ему то же самое поощрение «просто так». Например, дома у него есть ваза с его любимыми конфетками, и он может взять одну в любой момент. Очень маловероятно, что он будет выполнять задание ради такой же конфеты. В реальной жизни это происходит очень часто, поэтому крайне важно найти уникальное поощрение, которое не доступно для ребёнка в течение дня. Вот некоторые из процедур, которые позволяют отобрать «сильные», эффективные поощрения:

Начните с наблюдения за ребёнком в различных ситуациях. В идеале нужно наблюдать за ребёнком в парке, в магазине, в гостях у бабушки, в классе/группе, на детском празднике и так далее. Обращайте внимание на то, к чему тянется ребёнок, что он трогает, на что смотрит продолжительное время, в какие моменты улыбается, какие предметы берёт. Скорее всего, со временем вы заметите те или иные закономерности, указывающие на то, что нравится ребёнку.

Проанализируйте сенсорные предпочтения ребёнка. Обращайте внимание или спрашивайте о том, на что ребёнок любит смотреть, слушать, прикасаться или нюхать. Тестируйте поощрения, которые связаны с сенсорными ощущениями, к которым тяготеет ребёнок. Например, если он любит ощупывать предметы, то стоит предложить ему разные типы пластилина, кинестетического песка и тому подобного.

Протестируйте свои идеи. Как только у вас появилась идея о том, что нравится ребёнку, соберите несколько потенциальных поощрений вместе. Предлагайте ему несколько поощрений сразу и обращайте внимание на то, что он выбирает, либо предлагайте поощрения по очереди, и отмечайте, какое поощрение дольше сохраняет его внимание.

Сделайте заначку «золотых поощрений». «Золотые поощрения» - самые сильные поощрения. Используйте его во время самых сложных занятий, когда ребёнок недавно болел, не выспался или осваивает крайне трудный для него навык. Доставайте это поощрение только изредка. Не переборщите – вам важно сохранить очень высокий интерес к этому поощрению. Как определить, какое поощрение является «золотым»? Вот несколько признаков: Как только вы достаете этот предмет, ребёнок опрометью бросается к вам и пытается его взять. Ребёнок просит предмет, когда он его не видит. Сильно меняется выражение лица: появляется улыбка, широко раскрываются глаза, ребёнок пристально вглядывается в предмет.