Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве , а также запахе, вкусе и так далее, с использованием двигательного анализатора.
Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира. Познавательное развитие детей с множественными нарушениями развития (далее по тексту ТМНР) значительно отстает от развития здоровых детей. Дети с ТМНР не проявляют интереса к окружающему миру. Данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию. Это обусловлено особенностями протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга и проявляется во всех сферах психического развития – внимании, памяти, мышлении речи, но особенно резко в познавательной.
Дети с ТМНР обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды для них проблематично и является очень продолжительным процессом. Без специального обучения такие дети не овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Поэтому коррекционная работа по развитию детей с ТМНР проводится во всех видах детской деятельности: в быту, жизненных ситуациях, в играх, в предметно-практической деятельности, рисованию, лепке, ручному труду и т.д.. Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные. Можно применять на практике всевозможные дидактические занятия и упражнения: «Открой и закрой коробочку», «Разложи фасолинки по ячейкам», «Сортируем предметы по цвету, форме, размеру», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Собираем пирамидку», «Заверни матрешку в фольгу», «Чудесные дощечки (холодные-теплые, шероховатые-гладкие),», «Шнуровки». «Вкладыши»; игры с водой – «Водолей», «Ловись, рыбка», «Волшебная губка». «Не пролей», «Фонтан», «Цветная водичка « и т.д. Развитие сенсомоторной сферы тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт детей, учить их быть внимательным к тому, что их окружает, заинтересовывать и придумывать для них мотивацию.
Воспитатель дошкольного образования С.В.Кондратович