Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
В домашних условиях можно организовать веселые игры на развитие свойств внимания, уделяя этому небольшое количество времени. Главное в совместной игре – взаимная заинтересованность в конечном результате.
Предлагаем Вашему вниманию подборку игр на развитие внимания детей 5-7 лет:
- «Найди предмет, не похожий на другие».
Цель: развивать внимание и умение сравнивать.
Задание ребенку: среди нескольких игрушек или предметов надо найти не похожие на другие.
2. «Найди отличия»
Цель: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать.
Задание: ребенок должен внимательно посмотреть на две похожие картинки и ответить, чем они отличаются.
3. «Лабиринты»
Цель: развитие устойчивости внимания.
4. «Самый наблюдательный».
Цель: развитие внимания.
Задание: ребенок должен внимательно посмотреть на картинку и как можно быстрее найти, спрятавшиеся объекты.
5. «Животные».
Цель: развитие внимания.
Ход игры: детям предлагается выбрать свое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, гепарда, слона, обезьяну, лису, ежа.
Ведущий вперемежку называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши. С группой детей можно провести игру на выбывание.
6. «Поем вместе»
Цель: развить внимание.
Ход игры: ведущий предлагает детям спеть какую-нибудь песню, например «День рождения...» и объясняет, что надо сделать при этом: один хлопок — начинайте петь, продолжайте петь, но мысленно про себя. Один хлопок — продолжайте петь вслух.
7. «Будь внимателен»
Цель: развивать внимание, научить точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.
Вариант 1.
Ход игры: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Зайчики!», «Цапли!», «Лошадки!». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой: «Зайчики!» - дети прыгают, «Цапли!» - дети останавливаются и стоят на одной ноге, «Лошадки!» - дети останавливаются и стучат об пол ногой.
Перед игрой научите детей выполнению сигналов.
Вариант 2.
Ход игры: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Зайчики!», «Цапли!», «Лошадки!», «Раки!», «Коровы!», «Лягушки!». Дети выполняют соответствующие движения.
Вариант 3.
Ход игры: по сигналу ведущего дети должны изобразить какое-либо животное: 1 хлопок — пятиться, как рак; 2 хлопка — прыгать, как зайчик; на 3 хлопка — встать на четвереньки и мычать. Как корова; на 4 хлопка — просто идти.
8. «Соблюдай правила»
Цель: развивать произвольное внимание.
Вариант 1
Ход игры: играющие по очереди должны делать движения: 1-й — один раз хлопнуть в ладоши; 2—й — 2 раза хлопнуть в ладоши; 3-й — 1 раз хлопнуть в ладоши и т. д.
Вариант 2.
Ход игры: дети делают следующие движения: 1-й - приседает и встает, 2-й — хлопает в ладоши; 3-й — приседает и встает и тд.
Можно провести игру на выбывание.
9. «Зеркало»
Цель: развитие внимания и координации движений.
Задание: ребенку надо встать перед зеркалом повторять все то, что делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало делает то же самое и т.д.
10. «Запрещенные движения»
Цель: развитие внимания.
Вариант 1
Задание: ребенку надо повторить все движения ведущего, кроме одного: когда последует команда «Руки вверх» - их следует опустить вниз.
Вариант 2
Задание: предложите ребенку повторить все движения ведущего, кроме одного: когда команда «Присесть», следует остаться стоять.
11. «Выполни движения»
Цель: развитие внимания и памяти.
Ход игры: ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить действия в той последовательности, в которой они были названы:
1) поднять левую руку вверх, поднять правую руку вверх, опустить руки.
12. «Алфавит»
Цель: развить внимание.
Ход игры: присвойте детям какую-нибудь букву алфавита. Ведущий перечисляет вперемежку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Усложнить игру можно, распределив каждому ребенку не одну, а две буквы алфавита.
13. «Небылицы»
Цель: развивать внимание и умение замечать нелогичные ситуации.
Задание 1: предложите ребенку прослушать стихотворение и отметить все небылицы.
Переполох в лесу.
В лесу переполох случился.
Медведь мяукать научился,
А кошка лает так: «Гав-гав»,
У нее суровый нрав.
Там курица шипит гадюкой,
А на реке кудахчет щука.
Вдруг квакать начали ежи,
На дереве мычат чижи.
Ревет корова, как медведь,
И соловей не хочет петь,
Он начал блеять, как овца,
И переменам нет конца.
Вдруг мекать начала лисица,
Кукушкою кричать волчица.
Если могло такое случиться,
Это, дружок, никуда не годиться.
14.«Исправь ошибки»
Цель: развивать внимание.
Ход игры: прочитайте стихотворение, ребенок должен заметить ошибки в словах.
Ехал дядя без жилета (билета). Заплатил он штраф за это.
Сели в ложку и айда! (лодку)Покатили вдоль пруда.
Тает снег, течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей)
Мама с бочками пошла (дочками). По дороге вдоль села.
На поляне весной. Вырос зуб молодой (дуб)
На пожелтевшую траву. Роняет лев свою листву. (лес)
Эй, не стойте слишком близко.Я тигренок, а не миска (киска).
На глазах у детворы крысу красят маляры. (крышу)
Фруктов в корзинке не счесть: яблоки, груши, бараны есть . (бананы)
Чтоб пообедать, взял Алешка в правую руку левую ножку. (ложку)
На волке — сметана, (полке) творог, молоко,
И рад бы поесть, да достать нелегко.
Другой вариант этой игры может выглядеть таким образом: предложите ребенку внимательно послушать предложения, в которых намеренно сделаны ошибки, отметить эти ошибки. И произнести предложение правильно.
1. Летом выпал снег.
2. В ответ я киваю ему рукой.
3. Сорняки очень шипучи.
15. «Да и нет не говорить»
Вариант 1.
Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить «да» и «нет».
Вопросы:
Ты любишь лето?
Тебе нравится купаться в море или реке?
Ты любишь рыбалку?
Ты любишь зиму?
Ты любишь кататься на санках?
Тебе нравиться играть в снежки?
Ты любишь, когда холодно?
Тебе нравиться лепить снежную бабу?
Педагог-психолог Скорогод А.В.