Уважаемые родители! Обращали ли вы внимание на то, как дышат ваши дети? Правильное дыхание - основа правильной речи.
Процесс дыхания состоит из трёх фаз: выдоха, паузы, вдоха. Ребёнок должен уметь делать сильный вдох и плавный равномерный выдох через рот во время говорения. Неправильное дыхание (укороченный выдох, вдох и выдох ртом, произнесение фраз на вдохе) приводит к монотонности, гнусавости речи, к простудным заболеваниям.
Очень важно научить детей правильному речевому дыханию через дыхательные игры и упражнения. Дыхательные упражнения обеспечивают правильное звукообразование, создают условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи.
Упражнения и игры для развития речевого дыхания
Кораблик
Бумажный или пластмассовый кораблик опустить в тазик с водой, чтобы кораблик поплыл, предложите ребёнку подуть плавно и длительно, не надувая щёк.
Футбол
Взять поролоновый или выполненный из ваты “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами.
Занавес
Ребенок дует на бахрому (выполненную из папиросной бумаги), чтобы узнать, что находится за занавесом. За бахромой расположить мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.
Фокус
Положить на кончик носа ребёнка кусочек ватки. Предложить ребёнку высунуть изо рта язык, придав ему форму "чашечки" и подуть на кончик языка так, чтобы ватка полетела вверх.
Живые предметы
Положите на стол любые лёгкие предметы - карандаш, катушку от ниток, шарик, бумажные фигурки .Предложите ребёнку подуть на предмет.
Свеча
Поставить на стол и зажечь свечу. Предложить ребёнку подуть на свечку и загасить её.
Снегопад
Положите "снежинки" (сделанные из ваты комочки) на ладонь ребёнку. Взрослый читает стихотворный текст, предлагая ребёнку подуть на "снежинки".
Снег летит, снег летит,
Метель с позёмкою кружит.
Буря
Берётся стакан, до половины наполненный водой, соломинка для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри "буря в стакане" с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).
Трубочка
Ребенок дует через соломинку для коктейля (или через трубочку свернутую из бумаги) на пёрышко, шарик для пинг-понга, лежащих на столе.
Ветерок
Взрослый предлагает ребенку подуть на новогоднюю мишуру, пёрышко или султанчик, листочки, вырезанные из гофрированной бумаги.
Дождик
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- заниматься в хорошо проветренном помещении;
- не заниматься сразу после приёма пищи;
- одежда ребёнка должна быть свободной;
- воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным, плавным, только через рот, щёки не надувать;
- не заниматься с ребёнком, если у него обострение заболеваний органов дыхания;
- необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, живота, груди;
- упражнения проводятся в игровой форме;
- время проведения занятий от 1-2 минут сначала до 5-10 минут в последствии;
- на одном выдохе произносить не более 3-4 слов, слова произносить слитно,
- необходимо дозировать количество и темп проведения упражнений.
Учитель-дефектолог Ёх Н.М.