Говоря ещё проще, — сенсорное восприятие — это те навыки и умения которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни. Давайте же разберёмся что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 года своей жизни, и как его развивать в этих направлениях и чему учить малыша.
Этапы сенсорного познания в раннем возрасте.
Навыки и умения
Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:
- Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
- Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
- Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
- Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий).
В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.
- Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
- Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
- Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
- Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
- Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
- Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.
В ГУО «ЦКРОиР Ганцевичского района» работает кабинет ранней комплексной помощи для детей до трех лет. Сенсорному развитию детей здесь уделяют огромное значение, т. к. это основной путь к раскрытию заложенных в них природных способностей. Для этого в кабинете имеются разнообразные учебно-методические пособия. Родители тоже не остались в стороне, когда был объявлен конкурс на изготовление дидактической игры для развития сенсорного восприятия, многие родители откликнулись и изготовили яркие, интересные, полезные пособия.
Учитель-дефектолог С.В.Кондратович