Каждый маленький человечек-личность неповторимая. Путь к взрослению у всех одинаков, но каждый проходит его в своем темпе, все это строго индивидуально. Впрочем, родители любят сравнивать достижения своего ребенка с успехами других детей. Конечно, сравнивать необходимо, но для этого важно знать, какие умения должен обрести ваш малыш к определенному возрасту.
У малыша все в порядке, если он:
в 2 года 1 месяц – может произнести твердые звуки (с, ц, з-не всем эти звуки даются сразу).
В 2 года 2 месяца – внимательно слушает небольшой рассказ, иногда и без зрительной опоры (без картинок), может ответить на вопросы по содержанию, задает вопросы (Где? Куда? Почему?).
В 2 года 3 месяца – понимает и правильно применяет в игре названия цветов; произносит многословные предложения (чаще всего грамматически неправильные).
В 2 года 4 месяца – не устает задавать вопросы, знает точно, что каждая вещь, качество имеет свое название.
В 2 года 5 месяцев – сам планирует игру «Я возьму все кубики и построю гараж».
В 2 года 6 месяцев – стремительно возрастает словарный запас. По назначению употребляет местоимения «Я, ты, мне». Строит предложения из 3-4 слов, начинает использовать суффиксы.
В 2 года 7 месяцев – очень легко запоминает стихи, песенки; может установить причину и следствие явления без посторонней помощи.
В 2 года 9 месяцев – отлично понимает речь окружающих, в предложениях употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий.
В 2 года 10 месяцев – понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте («Осторожно, не играй на кухне. Работает духовка!»).
В 2 года 11 месяцев - речь становится понятной для окружающих и превращается в основное средство общения с окружающими.
В 3 года – задает вопросы и любит отвечать на вопросы. Говорит предложениями из 2-3 слов. Вслух делится своими впечатлениями, мыслями. Понимает значение простых предлогов и слов в форме множественного числа. Различает время суток. С удовольствием заучивает маленькие стишки, песенки, считалки. Общается с незнакомыми людьми, со сверстниками. Правильно произносит большинство звуков. Проговаривает слова. Словарный запас-1000-1500 слов.
Но, хочется напомнить, что далеко не у всех малышей одинаковый уровень речевого развития: одни к трем годам в большинстве случаев правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
Что же делать в это время родителям?
Начните с себя: искорените из речи (своей и родственников) так называемые лепетные слова. Ваша речь должна быть четкой, понятной.
Продолжайте в доступной форме насыщать словарный запас ребенка во время прогулок, по дороге в ясли и обратно, при чтении новых книг (неизвестное слово подкрепляйте картинкой, а если это невозможно-давайте «пощупать»).
Создавайте с малышом тематические альбомы , например «Деревья», «Цветы» и т.д. ( во время прогулок собирайте цветы, листья, плоды-сушите, наклеивайте их в альбом, подписывайте названия, делайте аппликации. Комментируйте все ваши действия: так вы развиваете речь малыша, моторику, знакомите с разными видами деревьев, совершенствуете названия цветов.
Сравнивайте по величине, форме, цвету предметы и явления в целом (например, автобус и поезд) их составные части.
Помните, ребенку нужно не только получать, но и возвращать информацию. Задавайте вопросы. Не дождались ответа или ответ был неверным? Ответьте за ребенка, произнесите правильный ответ, используя недлинные фразы, избегайте только слова «повтори». Со временем все наладится.
Во время совместных игр привлекайте малыша к движению и проговариванию всех действий.
Проявляйте свои эмоции: «Давай вместе позовем, покричим, спросим».
Познакомьте ребенка с лото: основной упор на цвет, геометрические фигуры, детенышей животных.
Используйте картинки для составления простых рассказов.
Поощряйте малыша, если он, слушая, как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложения, если звучание слова еще не совершенно, произносите правильно.
Начните играть в загадки: сначала простые с понятной отгадкой.
Обязательно включайте в занятия с малышом лепку, рисование, пальчиковые игры. Активная работа пальцами рук стимулирует развитие детской речи.
Продолжайте воспитывать слушателя и читателя!!!
Учитель-дефектолог Е.Ю.Бобровская