Безусловно, хвалить нужно! Без похвалы малыш чахнет, как цветок без земли и воды, и у недохваленного ребенка-цветка вместо нежных листьев вырастают жесткие, колючие шипы. Психолог, к которому приходит мама с проблемным малышом, спрашивает: вы хвалите ребенка? Большинство мам искренне отвечают: «Конечно. И хвалим часто, и по голове гладим…». И бывают поражены изменениями в поведении ребенка, когда начинают хвалить его действительно часто, столько, сколько ему необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенным и ценным.
Можно проследить историю роста ребенка. Так младенец воспринимает происходящее совершенно не так, как взрослые, он постепенно впитывает их опыт, который порождает либо доверие, либо недоверие к миру. Поэтому так важны похвала и поддержка именно на ранних этапах развития. Как иначе малыш поймет, что хорошо, а что плохо? В младенчестве речевые контакты играют не основную роль. Одобрением может быть ласковый мамин голос, биение ее сердца, улыбка. В более примитивных культурах детей хвалят и ласкают чаще, чем в цивилизованных, и дети растут спокойными, поскольку в младенчестве телесный контакт – главная похвала. Большинство современных мам чувствуют тесную связь со своим ребенком на первом году его жизни, это помогает им точно реагировать на основные запросы младенца, в том числе и на запрос похвалы. Неудивительно: большинство достижений первого года жизни решающи. Ребенок все осваивает впервые. Как не похвалить, не рассказать о случившемся всем домашним? Получая поддержку, кроха, вначале абсолютно зависимый, начинает ощущать себя отдельной личностью, перестает отождествлять себя с мамой.
Планка повышается
Если младенца мама хвалит просто так, за то, что он замечательный, самый любимый, то к детям постарше более высокие требования. Мамы и папы нередко уверены, что хвалить ребенка нужно только за дело, подразумевая под этим какие-то достаточно взрослые дела (помощь по дому, заботу о малыше). Но для ребенка подобные дела – достижение, а достижения не случаются каждый день. Детей надо хвалить довольно часто и так, чтобы за словами и поступками взрослого ребенок чувствовал, что его любят и хвалят за то, что он есть. Так формируется позитивная самооценка.
Не перегнуть палку
Хваля ребенка, важно не перегнуть палку, не захваливать, в будущем это может обернуться болезненной самооценкой или высокомерием. Похвала, как любое сильнодействующее средство, обладает свойством наркотика: «еще и еще!» И если было много, а стало меньше, возникает состояние лишения, страдание, ребенок может впадать в уныние. И хотя говорят, что перехвалить невозможно, все-таки стоит внимательно отнестись к этому вопросу. Так не стоит хвалить ребенка если даже он понимает, что повода для похвалы нет. Лучше похвалить его частично, за то, что получилось хотя бы что-то из того, что нужно было сделать. К тому же не стоит хвалить ребенка за то, что ему удалось без усилий, так как для него теряется смысл похвалы как награды, исчезает необходимость достигать более непростых успехов, потому что ребенок понимает, что похвалу он получит в любом случае.
Больше эмоций!
Специалисты считают, что ребенок нуждается не просто в похвале – ему нужна эмоционально насыщенная похвала. При этом необязательно это будут слова. Похвалу можно выразить одним касанием, поглаживанием, объятием. Главное – чтобы оно действительно было таким, чтобы ребенок и без слов мог почувствовать тепло и искренность. Встречаются мамы эмоционально холодные, нейтральные, они как бы отстранены от ребенка. Конечно, они тоже хвалят малыша (когда он, например, отличился на занятиях по рисованию или выучил новую английскую песенку). А просто так, без причины… Но если ребенок чувствует, что его будут любить или хвалить только за достижения, то будет добиваться любви любыми путями, несмотря ни на что. Таких детей, как правило, не любят, ни в саду, ни в школе. Не узнав в детстве эмоционально теплых, близких отношений, не почувствовав безусловной любви, им впоследствии самим трудно испытать это чувство.
Похвала – кредит доверия
Таким образом, похвала должна стать не просто поощрением за успехи ребенка, а знаком, символом того, что ребенка любят, любят за то, что он есть, за то, что он именно такой. Тем самым она превращается для ребенка в ресурс, позволяющий достигать все новых результатов и дающий уверенность в том, что даже в случае неудачи его все равно любят и ценят. Похвала – это поддержка, своеобразный кредит, который Вы даете своему ребенку для того, чтобы он чувствовал себя уверенным в таком сложном и пока еще мало понятном ему мире.
Педагог-психолог Скорогод А.В.