Правильно организованные музыкальные занятия в домашних условиях могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.
Каждая семья должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки с записью музыки для детей. Это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением.
Основной совет, который можно дать родителям: побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это правилом, семейной традицией, но нужно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявление отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизовать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Играя дома с детьми, я советую, широко использовать песенки-упражнения для развития мелкой моторики у детей. Забавные тексты песенок являются подсказкой для предлагаемых движений, а веселая и красивая музыка создаст нужное настроение, поможет ритмичному и выразительному исполнению.
Предлагаемые песенки-игры способствуют развитию внимания, памяти и мышления детей.
МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
Маленькая мышка. (Бегут пальцами обеих рук по столу и коленям)
По городу бежит,
Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него)
И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)
«А кто не лег в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе или коленях)
А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой «бок»)
Такого непослушного я буду щекотать!» (Щекочут пальцами то одну, то другую ладошку)
РИСОВАНИЕ
Дети выполняют движения в соответствии с музыкой и текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе…
Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясем,
Рисовать опять начнем.
Мы черту нарисовали…..
Мы волну нарисовали….
Точки мы нарисовали…..
У МЕНЯ У ТЕБЯ
1. У меня, у тебя (показываем рукой на себя и других)
Красивые ручки (показываем ручки перед собой)
У меня, у тебя красивые ножки (выставляем по очереди ножки)
Мы с тобой, мы с тобой (держимся за ручки )
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (хлопаем)
Мы с тобой, мы с тобой топ, топ, топ, топ (топаем)
В проигрыше идем по кругу, взявшись за руки
2. У меня, у тебя красивые глазки (качаем головой)
У меня, у тебя красивые щечки (гладим щечки)
Мы с тобой, мы с тобой хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (хлопаем глазками)
Мы с тобой, мы с тобой плюх, плюх, плюх, плюх (с легка ладошками ударяем по щечкам)
Такие игры можно использовать для совместного отдыха детей и взрослых.
Музыкальный руководитель М.В.Снарская