Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Для того чтобы было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.
У детей с нарушениями речи наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной речи.
- Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.
- Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
- Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведенные ниже упражнения.
Упражнение «Цветочек»
Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
Упражнение «Задуй свечу»
Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, взрослый гасит лампу), макет дома с «включенным светом в окнах» (дети дуют - «свет гаснет»).
Упражнение «Паровоз гудит»
Дать ребенку чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
Упражнение «Бурлящая вода»
Ребенку предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный - тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
Упражнение «Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, перышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» ребенку предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.
Упражнение «Футбол»
Ребенок задувает «мячи» - шарики из ваты (фольги) - в футбольные ворота.
Упражнение «Вертушки»
Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.
Упражнение «Духовые инструменты»
Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка). Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных фломастеров.
Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.
Учитель-дефектолог Ёх Наталья Михайловна