Этапы проведения обследования:
1. Предварительный этап.
Предварительный этап необходим до того как произойдет непосредственное обследование ребенка членами ПМПК.
1. Консультация с родителями ребенка с аутистическими нарушениями.
Происходит согласование с родителями целей и ожидаемых результатов обучения и воспитания. Члены ПМПК имеют возможность получить важные сведения об особенностях ребенка, которые учитываются при его интеграции в образовательный процесс.
2. Наблюдение за ребенком в привычных условиях. Этообусловлено особенностями детей с аутистическими нарушениями, а именно: наличием у них трудностей вступления в контакт со взрослыми, выполнения заданий, предлагаемых взрослыми.
Такой ребенок показывает лучшие результаты при выполнении спонтанной деятельности, по собственному побуждению.
Полученную информацию можно использовать для установления контакта с ребенком, при выборе поощрений, предпочитаемых заданий, которые можно будет использовать при проведении обследовании.
3. Установление контакта с ребенком.
Постепенное установление контакта с ребенком позволяет обеспечить такое эмоциональное состояние, при котором он чувствует себя относительно безопасно в присутствии обследующего, и у него не возникает защитных форм поведения: не убегает, не прячется, не кричит и т.д. – это означает, что взрослый стал знакомым человеком.
2. Проведение диагностического обследования ребенка.
Общая характеристика поведения ребенка.
После предварительного сбора информации специалисты ПМПК имеют представления об общей активности и преобладающем поведении ребенка:
- как обращает внимания на предметы, его взгляд и т.д.;
- активность в новых, непривычных для ребенка условиях;
- целенаправленная ли активность, наблюдаются ли моторные стереотипии, беспокойство, снижается ли концентрация внимания;
- типичные позы, в которых предпочитает находиться ребенок, ритм и координация его движений;
- Формы аутостимуляции у ребенка;
- Стереотипии: описываются имеющиеся у ребенка стереотипии, частоту их проявления, при каких условиях стереотипии усиливаются, при каких уменьшаются. Привязанность ребенка к определенным предметам, к людям, стереотипные процедуры умывания, одевания, приема пищи, любимые блюда, одежда и обувь, ритуалы отхода ко сну, стереотипные маршруты прогулок и др. ;
- Аффективная сфера:
- самоагрессия как проявление аутистической защиты;
- страхи, обусловленные повышенной чувствительностью;
- негативизм как реакция на неудачу;
- вербальная агрессия;
- страх, проявляющийся в вербальных монологах и в однотипных рисунках;
- повышенная ранимость в контактах с окружающими, уход от общения, склонность к изоляции;
- Реакции ребенка на физический дискомфорт: голод, усталость, боль.
Особенности обработки сенсорной информации: гипо/гиперчувствительности к сенсорным раздражителям.
Специалисты ПМПК учитывают особенности обработки ребенком сенсорной информации, т.е. его гипо- или гиперчувствительность к сенсорным раздражителям:
- Боится ли громких голосов, шума, чужого плача;
- Чувствителен ли к тактильным прикосновениям;
- чрезмерно чувствителен к зрительным раздражителям: яркому свету, блестящим картинкам, стимуляции перед глазами и т.д.;
- нуждается ли в стереотипном повторении движений: потряхивании предметами или руками, постукивании, подпрыгиваниях и т.д.;
- грызет, облизывает, обсасывает предметы, письменные принадлежности и т.д.