Раздзелы сайта

Галоўная

Архіў навін

18.10.19

Консультация для родителей "Упражнения для расширения словарного запаса ребенка 2-3 лет с задержкой речевого развития"

На третьем году жизни ребенок с задержкой речевого развития не владеет мыслительными операциями обобщения и систематизации, поэтому для того, чтобы новые слова закреплялись в активном словаре малыша, нужно как можно чаще предъявлять ему различные предметы, картинки, включать слова в разные речевые контексты. Используйте приемы сравнения, задавайте наводящие вопросы, описывайте малышу предметы и явления окружающего мира.

«ЧТО ЭТО?» Показывая на какую-нибудь часть тела ребенка или вещь, задайте вопрос: «Что это?»

Варианты этой игры: задавайте ребенку вопрос «Что это?», показывая на различные предметы домашнего обихода; слушая звуки, которые издают животные; вытаскивая из мешочка мелкие вещицы. Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью, и когда малыш спросит: «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.

«КТО ЭТО?» Объясните ребенку, как и когда нужно задавать вопрос «Кто это?» и как на него отвечать. По книге с картинками спросите у малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д. Используйте ситуации вокруг вас и малыша; спрашивайте у ребенка: «Кто бежит?», «Кто ест?» и т. п.

«ОБОБЩАЕМ». Смешайте картинки и предметы, относящиеся к разным категориям, и попросите малыша дать вам, например, все картинки, на которых изображены птицы (машины). Если он пропустил какую-то картинку, скажите: «Я вижу еще одну птицу!» и попросите найти ее.

«ВЫБЕРИ». Покажите ребенку картинку и спросите о том, что на ней изображено: «Это одежда?» (или другое обобщающее понятие).

«ЧТО ТАКОЕ?» Приготовьте картинки (игрушки или предметы), возьмите по несколько штук из каждой группы, например, 3 картинки с едой, 4 – с машинками, 3 – с животными. Показывайте ребенку по очереди эти картинки, а малыш пусть скажет, что это – еда, машины или животные.

«ОТВЕТ НА 2 ВОПРОСА». Приготовив предмет, игрушку или картинку, задайте ребенку по очереди вопросы: «Что это?» - «Это яблоко». – «Какого цвета яблоко?» - «Яблоко красное». Помните, что второй вопрос должен быть простой, а перед тем как предложить ребенку отвечать, дайте ему образцы ответов, показывая предмет, спросите: «Что это?» и ответьте сами: «Это чашка. Чашка маленькая». После тренировки попробуйте спросить таким образом малыша.

«НЕТ». Улучите момент, когда малыш отрицательно качает головой и покачайте тоже, сопровождая это словом «нет». Попросите малыша повторить это слово. Предложите ему что-либо, от чего он обязательно откажется, и потренируйте слово «нет». Можно использовать прием с игрушками: «Кукла спит?» - «Нет». «У мышки есть рога?» - «Нет» и т.д.

«НЕТУ». Покажите малышу несколько игрушек, спрячьте их и скажите: «Нету». Попросить ребенка повторить это слово. Проговорите ситуацию несколько раз.

«НЕ». Показывайте на различные предметы и части тела и сообщайте малышу, чем они не являются (Выражайте отрицание). Например, вы показываете ребенку нос и говорите: «Это не рот»; показываете на вилку и говорите: «Это не ложка». Потом спросите ребенка, показав на ухо: «Это не нос?» Если он молчит, ответьте за него: «Не нос!», попросите повторить. Давайте ребенку время на ответ.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?» Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий), и спросите ребенка: «Что он делает?» Малыш должен правильно назвать действие, т.е. глагол (окончание может путать).

Вариант игры: на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверушек, кукол – по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т.д.).

«ЧТО Я ДЕЛАЮ?» Производите какие-либо действия и спрашивайте малыша: «Что я делаю?» Он будет вам отвечать.

«ОБЪЯСНЯЛКИ». Приготовьте несколько игрушечных или настоящих предметов, положите перед малышом. Взяв ложку, спросите: «Что мы делаем ложкой?» или «Чем мы едим?» (в этом случае малыш должен выбрать ложку и назвать ее, взяв в руки).

«МОЙ – НЕ МОЙ». Приготовьте несколько предметов, одни из которых принадлежат ребенку, а другие – кому-то другому. Спросите малыша: «Чья это пирамидка?» Добивайтесь, чтобы малыш отвечал: «Это моя» или «Это не моя».

«Я». Приготовьте несколько игрушек и расположите на столе перед малышом. Задавайте вопросы и ребенку, и игрушками (мишка, зайка, белка и т.д.). «Кто спит в берлоге? Ты?» - обращаясь к ребенку. Малыш должен научиться отвечать: «Нет, не я. Мишка спит в берлоге». – «Кто сегодня хорошо поел?» - «Я». Когда малыш говорит о себе, он должен употреблять местоимение «я» чаще, чем свое имя.

«ЧЕЙ?» Выберите и приготовьте несколько предметов, чья принадлежность хорошо известна малышу. Спросите его: «Чье это платье?» И ответьте сами: «Мамино», выделив окончание. Попросите ребенка повторить и постепенно добивайтесь самостоятельного употребления притяжательных местоимений.

Вариантом является игровое задание, в котором участвуют игрушки: «Чья это морковь?» - «Зайчика». «Чьи это усы?» - «Мышкины». «Чья это юбочка?» - «Куклина». Тогда малыш будет осваивать притяжательные прилагательные.

«МОГУ И БУДУ». Приготовьте картинки с изображением животных (собака, кот и т.д.) или игрушки. Дайте ребенку игрушку и спросите: «Кто может мяукать?» Ответ, который вам нужен, будет: «Кот может мяукать». Вначале нужно давать малышу образцы ответов. Затем можно спросить у ребенка: «Кто будет, есть мед?» - «Мишка будет» и т.д.

«УГАДАЙ». Приготовьте картинку, покажите ее малышу и попросите его рассказать, используя как можно больше признаков, но, не называя сам предмет, что там нарисовано. Потом можно загадать какой-то предмет и дать его подробное описание, а ребенок должен догадаться, о чем идет речь. Можно помочь вопросами.

«НАОБОРОТ». Приготовьте несколько пар картинок, обозначающих противоположные по значению слова. Можно воспользоваться «Альбомом антонимов» с иллюстрациями. Предложите ребенку разложить картинки по парам. Для начала можно предложить несколько пар предметов, хорошо знакомых малышу. Называйте признак: «Огонь – горячий, а лед - …», «утюг – тяжелый, а бумага - …» т.д.

Помните, что в этом возрасте ребенок постепенно начинает пользоваться обозначениями времени (вчера, сегодня) и спрашивает вас о значении новых слов. Поэтому и вы будьте внимательны, когда говорите с малышом или читаете ему, спрашивайте, понимает ли он, о чем идет речь, известно ли ему значение того или иного слова, объясняйте. Если ребенок задает вопросы, поощряйте его любознательность.

Учитель-дефектолог Бобровская Е.Ю