1. Когда вы разговариваете с малышом, ваша речь должна быть обычной, нормальной. При этом не надо говорить медленнее или утрированно отчетливо, ведь ваш ребенок родился со способностью слышать обычную речь.
2. Чтобы привлечь или удержать внимание малыша, начинайте говорить с ним более высоким тембром голоса. Или же наоборот, замедлите темп речи и начинайте отчетливо артикулировать. Это позволить малышу различить отдельные слова.
3. В своих разговорах с ребенком используйте разные темпы речи: медленный, замедленный, средний, с ускорением, быстрый, очень быстрый, почти скороговоркой.
4. Произнося слова, на которые вы хотите обратить внимание малыша, выделяйте их голосом и повторением. Например: «Какой большо-о-о-й, большой мячик».
5. Используйте в разговоре короткие фразы, чтобы помочь малышу освоить грамматический строй языка. Но не избегайте и сложных предложений, чтобы ваш ребенок мог в будущем овладеть искусством произносить речи.
6. Комментируя действия малыша, используйте междометия: бац, бум, бах, дзинь, топ, шлеп, шмяк.
7. Слушая звуки, которые произносит ребенок, повторяйте вслед за ним правильное название предмета, при этом показывая, что вы понимаете его. Например: ребенок говорит - «гав-гав», родители - «Правильно, это собака!».
8. Обращаясь к ребенку, всегда говорите ему «ты»; если вы говорите о себе, то говорите «я». Например: «Я принесла тебе мяч. Ты будешь играть в мяч?», вместо «Мама принесла Саше мяч. Саша будет играть в мяч?».
9. Обращайте внимание на звуковую среду, окружающую малыша. Постоянно включенный телевизор, радио, разговоры взрослых, не обращенные к ребенку, приводят к тому, что речь начинает восприниматься малышом как фон, снижая его слуховое восприятие и внимание.
10. Если вы хотите обучить малыша иностранному языку, то создавайте для этого речевую атмосферу в течение 10-15 минут 1-3 раза в день, используя только тот язык, которому обучаете, без сопроводительных объяснений на русском языке.
11. Как можно раньше начинайте читать малышу стихи классиков и давайте слушать музыку, потому что любовь к музыке и поэзии закрепляется именно в раннем возрасте.
Учитель-дефектолог Савонь С.П.