Ребенок с аутизмом: «Я мир вижу другим»
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Однако, следует отметить, что для аутизма характерно нарушение интеллектуальной и эмоциональной сферы, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Дети испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми и требуют специальной поддержки. Ребенок с аутизмом внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, а непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине сильно усложняет положение самого ребенка и его родителей.
В учреждениях образования оказывают помощь детям с аутизмом. Дети обучаются и получают необходимые навыки и умения, которые существенно облегчают им жизнь.
Роль семьи для ребенка с аутизмом очень велика. Именно в семье закладываются принципы взаимодействия с внешним миром. Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка, создавая для него максимально спокойную обстановку. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе.
Шпаргалка для взрослых по воспитанию ребенка с аутизмом
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где обучается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:
Обучение ребенка необходимым жизненным навыкам должно быть основано на частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
У ребенка должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
Нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Педагог-психолог Скорогод Алла Владимировна