Разделы сайта

Главная

Архив новостей

27.03.2020

Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха"

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Нарушение любой стороны речи может отразиться на дальнейшем обучении в школе, овладении письмом и чтением.

Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематического слуха, который является основой устной и письменной речи.

Начинать занятия по развитию фонематического слуха можно с любого возраста, но обязательно с первого этапа. Но все же чем раньше начнётся работа, тем лучше будет усваиваться материал.

Итак, как построить свои игры-занятия?

Сначала по дороге домой или из дома с вашим ребенком, попробуйте послушать, какие звуки можно услышать на улице, во дворе, в парке, возле дороги. Поиграйте с ним в игры: «О чем говорит улица (двор, лес)?», «Кто больше услышит», «Какая машина проехала, большая или маленькая?». Дома можно проводить кратковременные «минутки тишины», чтобы послушать, какие звуки могут быть в квартире.

Во время прогулок привлекайте внимание детей к предметам, которые могут издавать звуки. Например, осенью во время листопада пошуршите листьями, походите по опавшей листве, прислушиваясь к ее шуршанию. Зимой послушать скрип снега, весной – звон капели, пение птиц, жужжание насекомых. Кроме того, гул самолета и машин пусть тоже становится предметом внимания детей.

Приучать детей вслушиваться в звуки можно дома при прослушивании аудиозаписей звуков живой и неживой природы, музыки. А еще дома можно организовать интересные игры, используя различные бытовые предметы.

Цель приведенных ниже игр и упражнений — учить детей узнавать и различать неречевые звуки, развивать слуховое внимание и слуховую память.

 Узнай, что звучит?

Оборудование. Звучащие игрушки: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушки и т.д.

На столе несколько звучащих игрушек. Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ему нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с двух до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.

 Разные звуки

Оборудование. Металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик.

Перед ребенком выставляется от двух до пяти предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются другие варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкого различия звучаний.

 Узнай, что в коробочке

Оборудование. Металлические баночки, сыпучие продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.

В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины. Ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, педагог каждый раз просит отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, то количество банок ограничивается вначале двумя, затем увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Представленные ниже дидактические игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников

Грузовик

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

Наряди ёлку 

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёх-ярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

Выложи домик

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

Назови звук

Цель: развитие слухового внимания.

Взрослый произносит несколько слов ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех слова: шуба, машина, малыш, сушка.

 Учитель-дефектолог Ёх Н.М.